Зачем экранизировать шедевр мировой литературы, который другие ставили уже много раз? Своей силой и оригинальностью фильм режиссера Джо Уайта делает этот вопрос бессмысленным.
В 1874 году подданная Российской империи Анна Каренина выходит замуж за высокопоставленного чиновника, занимающего важную должность в Санкт-Петербурге, и едет к своему брату Стиве Облонскому в Москву, чтобы помочь ему спасти брак после измены.
В Москве она знакомится с графом Вронским, который тотчас же влюбляется в нее и пытается завоевать ее сердце, провожая красавицу до самого Петербурга. Анна Каренина пытается устоять перед натиском блистательного офицера.
Роман Толстого, первоначально озаглавленный «Два брака», повествует также о друге Облонского — Левине, влюбленном в Китти. Но ее интересует только Вронский и только позднее она понимает, что он любит Анну.
Читайте также: Рецензия на фильм «Анна Каренина»
Вместо того, чтобы, подобно множеству экранизаций, сосредоточиться на героине, сценарист Том Стоппард (Tom Stoppard — фильмы «Бразилия», «Влюбленный Шекспир») переплетает обе эти сюжетные линии, а «катализатором» событий делает Облонского.
Потрясающий театральный подход
Уникальность фильма Джо Райта заключается не только в двойном повествовании с участием толстовских героев, но и в потрясающем театральном подходе. В качестве ключевой декорации режиссер выбирает полуразвалившийся театр в итальянском стиле, хотя и не ограничивает себя его рамками.
За кулисами здесь обретается небольшая труппа певцов и группа бедняков, в то время как аристократия, участвующая в непрекращающемся представлении, выступает на авансцене. На природе зритель оказывается лишь вместе с Левиным. Переживая из-за отказа Китти стать его женой, он уезжает из Москвы в свое имение — в заснеженную русскую деревню посреди пшеничных полей...
Сотрудничество с хореографом Сиди Ларби Шеркауи
Перемещения героев продиктованы изумительной постановочной работой, при этом съемка осуществляется в движении. Камера движется то спокойно, то резкими разворотами и толчками, и это тонко передает внутреннее состояние героев.
Также по теме: «Три сестры» в прочтении Додина
Танец-полет Анны Карениной с Вронским заставляет забыть об окружающей толпе, чтобы затем обнаружить собравшихся, с осуждением глядящих на пару.
Сиди Ларби Шеркауи внес свой вклад в создание особого колорита в этом фильме, отличающемся тщательной проработкой картинки. Хореограф придумал воздушный вальс и отработал с актерами движения и навык соблюдения необходимых расстояний.
Кира Найт — шаловливая и страдающая
Изысканный и динамичный ход повествования порой прерывается режиссером с помощью сцен свидания Карениной с ее возлюбленным — сначала сдержанных, затем страстных, и Китти с Левиным в замечательной сцене, когда с помощью кубиков они признаются друг другу в своих чувствах и понимают, что у них еще есть надежда на совместное будущее.
Иных, возможно, будет раздражать маньеризм, которым дышит фильм. А другие определенно будут покорены этой одой любви во всех ее проявлениях — страстной, изменчивой, материнской, братской.
Они будут переживать одновременно с Анной Карениной, роль которой исполняет Кира Найтли — шаловливая и страдающая, влюбленная и опустошенная, тонкая и чувственная - отдавшая свой темперамент и глубину этой требовательной роли.