Российские и американские дипломаты встретились в Женеве, чтобы обсудить будущее Сирии со спецпредставителем ООН Лахдаром Брахими (Lakhdar Brahimi), заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. При этом, по его словам, эта встреча не означает, что Москва ослабляет поддержку сирийского лидера Башара Асада.
По словам министра, о «мозговом штурме» с участием Брахими и высокопоставленных чиновников из Москвы и Вашингтона Лавров, Брахими и госсекретарь США Хиллари Клинтон договорились на прошлой неделе в Дублине.
Лавров подчеркнул, что, соглашаясь провести переговоры по вопросу, вызывающему серьезные разногласия, Россия, тем не менее, не признает падение Асада неизбежным.
«Мы никаких переговоров о судьбе Асада не ведем. Все попытки представить дело иным образом достаточно нечистоплотны, даже для дипломатии тех стран, которые известны стремлением искажать факты в свою пользу», - заявил Лавров.
Встреча проходила на фоне сильных боев, в ходе которых силы лоялистов пытались отбросить повстанцев от Дамаска, столицы страны. Также сообщается о захвате оппозицией полкового командного пункта в провинции Алеппо. Предположительно, в операции активно участвовали бойцы из «Джабхат ан-Нусра» - связанной с «Аль-Каидой» джихадистской организации, которая была исключена из коалиции, поддерживаемой Западом и арабскими странами.
Тем временем, несмотря на предостережения Америки и ее союзников о том, что режим, по-видимому, предпринимает подготовительные шаги к применению химического оружия, высокопоставленный израильский чиновник заявил, что он не видит непосредственной химической угрозы со стороны Сирии.
«В этих вопросах мы должны быть готовы сами защищать себя», - заявил вице-премьер Моше Яалон (Moshe Yaalon) Israel Radio, добавив: «Сейчас у нас нет оснований считать, что на нас нацеливают это оружие».
Женевским переговорам предшествовала встреча между российским президентом Владимиром Путиным и премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, состоявшаяся в прошлый понедельник в Стамбуле. Официально эта встреча не привела ни к каким прорывам, но, по словам турецких чиновников, русские в частном порядке признавали, что Асад, которого Москва поддерживала и вооружала в течение всех 12 лет его правления, вряд ли надолго удержится у власти.
Лавров обвинил американских официальных лиц в распространении слухов о том, что Россия смягчает свою позицию по Сирии.
«Американцы начали делать публичные заявления, намекая на то, что Россия меняет свою позицию. Ничего подобного. Мы позицию не меняем, и только на этом условии мы согласились провести женевскую встречу», - заявил министр иностранных дел России.
«Мы сказали, что будем готовы при одном понимании: что в основе этих "мозговых штурмов" будет женевский документ без каких-либо довесков, без каких-либо ультиматумов, без каких-либо дополнительных условий типа ухода президента Асада».
Под «женевским документом» Лавров имел в виду совместное заявление, сделанное мировыми державами в Женеве в июне, которое маскировало глубокие различия между ними в риторике, допускающей двойное толкование. В нем говорилось, что любое будущее переходное правительство Сирии «может включать в себя членов нынешнего правительства, оппозиции и других групп, и будет сформировано на основе взаимного согласия».
По мнению США и их союзников, это означало, что в правительстве не должно быть Асада, так как большая часть оппозиции не смирится с его присутствием. По мнению России и Китая, это, напротив, означало, что Асада нельзя лишать власти без согласия режима.