Как заявили представители Нобелевского комитета, Евросоюз получает премию за «шесть десятилетий усилий по укреплению мира и примирения, демократии и прав человека в Европе». Для некоторых это спорная премия. Не думаю, что это обоснованное мнение, особенно если вспомнить тех, кому были присуждены действительно спорные премии. Джошуа Китинг (Joshua Keating) составил список этих премий для журнала Foreign Policy. Ниже мы воспроизводим его в той же самой последовательности: Ясир Арафат за террористическую деятельность; Генри Киссинджер за тайные бомбардировки Камбоджи; Теодор Рузвельт за свою роль в войне 1898 против Испании; Вудро Вильсон за свою расистскую политику; Кофи Аннан за ошибки, совершенные в Руанде и в ходе операции «Нефть в обмен на продовольствие» в Ираке; Мохаммед эль-Барадеи за свою неспособность поставить под контроль распространение ядерных технологий; и, наконец, Барак Обама за свои не Бог весть какие заслуги и заявление о готовности использовать силу в международных отношениях.
Помимо вполне законной критики в адрес людей, которые получают премию от имени Евросоюза, и слабостей самой организации, которые иногда выступают как ее злейшие враги, заслуги Евросоюза все же нельзя отрицать. Думаю, многие из нас предпочли бы, чтобы Нобелевскую премию получили другие люди. Потому что, по сути дела, премируется определенная идея или проект.
Читайте также: Швейцарцы едят много шоколада и получают Нобелевские премии
Но именно это противоречие и заставляет нас задуматься. Идеи не существуют независимо от людей, равно как и от организаций. Сам Жан Монне (Jean Monnet), который неоднократно терпел неудачу при осуществлении своих интеграционных проектов (достаточно вспомнить две неудавшиеся попытки создания англо-французского союза во время Первой мировой войны и затем в начале Второй мировой) в итоге произнес знаменитую фразу: «С людьми ничего не добьешься, а организации не вечны».
Именно сочетание того и другого - людей и учреждений - сделало возможным осуществление европейской мечты, которая имеет долгую историю и уходит своими философскими и этическими корнями в проект Вечного мира Иммануила Канта, однако осуществить ее удалось лишь тогда, когда был найден метод (метод Монне, то есть - наднациональная организация). Это нечто среднее между федерализмом и межправительственным управлением. Европейцам повезло, что при этом они сумели найти правильный путь, благодаря которому вошли в качественно новый период исторического развития.
Разумеется, и люди, и организации имеют свои недостатки, их ошибки видны всем. Но это не скрывает и не лишает ценности совершенно заслуженную премию: нечасто хорошая идея находит необходимых людей и организации для своего воплощения. Хотя часто случается так, что эти идеи иссякают и становятся нежизнеспособными в силу угасания внутренней энергии и отсутствия лидера. Именно поэтому премия столь важна: это не только награда, но и предупреждение.
P.S. Картинку нарисовала Мария Джумалийски, 12-летняя девочка, проживающая в Болгарии. Она заняла третье место на конкурсе рисунков «Что значит Европа для тебя?». Этот рисунок вызывает гораздо более сильные чувства, чем фото получающих премию четырех мужчин приблизительно одного возраста, председателей руководящих органов ЕС.
Также по теме: Хокинг получает премию по физике
Комментарии читателей:
miloren
Что и говорить, у Европы действительно впечатляющая история: грабежи, империи, геноцид, холокост. Но это она делала другим, и это не идет ни в какое сравнение с тем, что она делает самим европейцам. Особые они люди эти европейцы.
Jordi
Нобелевские премии за научные достижения вот уже два десятилетия тому назад утратили свое значение за пределами Европы и США. Это вполне объяснимо, если учесть, что они почти всегда вручаются европейцам, американцам или исследователям из других стран, работающим в ЕС или США.
Но за пределами ЕС и США Нобелевская премия вызывает просто-напросто саркастическую усмешку. Присужденная ЕС Нобелевская премия мира вызвала неимоверное количество шуток в Латинской Америке и Азии. В Азии ее восприняли как очередное проявление высокомерия Запада.
По правде говоря, больно видеть так называемых европейских мыслителей, нахваливающих эту премию, даже не понимая, что они делают. Евроцентризм в своем самом наглядном проявлении, хотя все и делают вид, что этого не замечают.