Иной шанс настолько горяч, что если ухватишься за него голыми руками, то обожжешься. (>мор поваров)
«Ресоветизация»
7 декабря, на второй день после торжественного открытия в российском черноморском городе Анапа начала строительства газопровода «Южный поток» и почти подгадав к очередному саммиту СНГ в Ашхабаде, госсекретарь США Хиллари Клинтон на встрече с министром иностранных дел России С. Лавровым в Дублине заявила, что США будут противодействовать интеграционным процессам на постсоветском пространстве, которые она расценила как попытку возрождения Советского Союза: «Существует движение в сторону ресоветизации региона. Это не будет называться именно так. Это будет называться Таможенным союзом, это будет называться Евразийским союзом и все в таком роде. Не будем заблуждаться на этот счет. Мы знаем, в чем заключается цель, и мы стараемся разработать эффективные способы того, как замедлить это или предотвратить это».
Ресоветизация – термин, естественно, не научный, а скорее политико-публицистический, так как за последние 20 лет после распада СССР ни одну из стран-бывших советских республик ресоветизировать не удалось. Вот термин «советизация» вполне приемлем для академических изданий и политической риторики. Но нашей целью не является критика терминов, которыми пользуется госпожа Клинтон. Смысл ее заявления вполне понятен, как и причины, заставившие ее это сказать. США объявили фактическую войну любым интеграционным проектам на постсоветском пространстве, инициированным Россией. Все эти проекты по умолчанию будут считаться на Западе «ресоветизацией».
Понятно, что после столь «грозного» заявления главы госдепартамента США в среде российского экспертного сообщества уже как-то неудобно критиковать Таможенный союз или только формирующееся Единое экономическое пространство. Вряд ли кому-то захочется «лить воду» на мельницу Вашингтона. С другой стороны, сейчас, после неприкрытой угрозы Х. Клинтон, можно быть уверенным, что Кремль в лепешку расшибется, но интеграционный проект достроит. Не считаясь с расходами...
Неотвратимость ухудшения отношений
Весной завершающегося года в российском научном и экспертном сообществе активно обсуждались перспективы ухудшения российско-американских отношений, так как ни у кого не вызывало сомнений, что после отмены поправки Джексона-Веника тут-же будет принят закон о «Списке Магнитского». Обсуждались меры реагирования на это будущее решение Конгресса США, так как ни у кого не возникало сомнений, что закон, естественно, имеет целью не поддержку дела демократии в России, где, между прочим, проблем хватает, а «поставить Россию на место».
Обычно предлагались самые радикальные ответные меры, так как закон ставил Россию в ранг «какой-то Беларуси» и нарушал российский суверенитет (автор этих строк пытается пересказать дискуссию одного из заседаний в Комитете по международным делам Совета Федерации под председательством сенатора Маргелова М.В.).
Дело в том, что формулировки закона позволяют распространять юрисдикцию США на граждан РФ, так как администрация Б. Обамы имеет полномочия исключать из списка людей, которые «доказали госсекретарю и министру финансов невовлеченность в действия против упомянутой личности (Магнитского)».
Автор этих строк, кстати, сидя рядом с послом США в РФ Майклом Макфолом, призывал вообще не реагировать на закон о «списке Магнитского» и не давать себя втягивать в наметившуюся эскалацию охлаждения отношений между странами.
Летом и осенью 2012 года взаимоотношения между двумя державами становилась все более натянутыми… Б. Обама не приехал на саммит АТЭС во Владивосток. Отношения с Россией, в закончившейся в этом году предвыборной гонке, стали одной из точек разногласий между программами претендентов на пост президента США. С каждой неделей ситуация в российско-американских отношениях скатывалась все к большей конфронтации, идя к своему логическому концу, который и проявился 6 декабря.
Поиски ответа
Уже 8 декабря министр иностранных дел России С. Лавров призвал ГосДуму к резкому ответу Вашингтону, хотя и без его заявления принятие 6 декабря Сенатом США скандального закона вызвало в российском истэблишменте целый водопад различного рода предложений ответных мер, что в принципе понятно. С другой стороны – исключительно неприятно, когда члены элитной «восьмерки» наказывают друг друга санкциями, принятыми в формате законов. Тут же появились собственные списки уже граждан США, которые уличены в «притеснении демократии» (скорее всего, для этих персон Россия, как страна, является предметом их научных и профессиональных интересов). В очередной раз всплыли проблемы американского продовольственного экспорта на российский рынок, пресловутые «ножки буша», мороженое мясо и т.д.
Между прочим, вопрос об американском продовольственном экспорте является важным для госдепартамента, так как связан с мощными лоббистскими организациями агробизнеса США. Вашингтон тут же обвинил Россию в нарушении правил ВТО – Москва потребовала обязательного сертификации мяса из США на предмет наличия антибиотиков. В общем, скандал только разгорается и можно представить накал разговора между Х. Клинтон и С. Лавровым в Дублине. Сейчас стороны буквально наощупь ищут возможности уязвить друг друга. Дошла очередь и до интеграции на постсоветском пространстве…
В принципе, Х.Клинтон несколько поторопилась. Настороженная реакция Вашингтона и Брюсселя к проекту ТС-ЕЭП-ЕЭС обнаружилась с первых дней данной инициативы. Сейчас, после политического заявления Х. Клинтон, можно ожидать появления каскада программ, направленных на дестабилизацию проекта Таможенного союза – Единого экономического пространства. Безусловно, часть из этих программ будет направлена на вовлечение правящих режимов Астаны и Минска, а часть - на их оппозицию.
С другой стороны, четко высказанная позиция Вашингтона открывает новые возможности как для уже действующих участников Таможенного союза – Единого экономического пространства, так и претендентов – Киргизии и Таджикистана. Всплывают варианты косвенного и прямого шантажа Москвы, что позволит Минску и Астане претендовать на больший объем российских ресурсов и часть российского рынка.
Меняющаяся международная обстановка будет способствовать скорейшему открытию без каких–либо условий полноценного диалога между Брюсселем и Минском, что видимо негативно скажется на судьбе белорусских политических заключенных. Из предмета торга с ЕС политические заключенные могут остаться заложниками до начала президентской кампании-2015.
В условиях разворачивающегося российско-американского противостояния, пятый президентский срок А. Лукашенко очень быстро начнет приобретать вполне осязаемые черты. Во всяком случае, часть концепции нового правления 2015-2020 гг. уже определилась.
Не стоит забывать, что важнейшей частью переговорного процесса официального Минска с Западом является вопрос о выделении Беларуси очередного кредита МВФ. Понятно, что в случае эскалации международной напряженности, у белорусского руководства не будет проблем с получением пятого и шестого (последнего) транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭс в следующем году. С помощью Вашингтона у Минска появляется вполне реальная надежда на то, что 2013 год – год пиковых выплат по ранее полученным кредитам, не станет для республики годом дефолта. Белорусское руководство сможет отыграться чужими деньгами на гребне водоворота между Востоком и Западом,-исполнив своеобразный лимитрофный слалом.
Кредитные махинации
7 декабря, на следующий день после принятия Конгрессом США закона о «списке Магнитского» (синхронно с заявлением Клинтон о «ресоветизации) и день в день с заявлением Х. Клинтон о «ресоветизации», Совет Антикризисного фонда ЕврАзЭС объявил о предоставлении республике четвертого транша кредита – 440 млн. долларов. Метаморфоза оказалась поразительной. 28 ноября министр финансов России заявил, что «7 декабря едем в Минск, будет заседание Антикризисного фонда, будем рассматривать этот вопрос… по нашим оценкам, в той программе, которую реализует Беларусь, не все показатели выполняются».
Однако уже 7 декабря тот же министр заявил, что «Беларусь выполнила все условия. Решение по этим вопросам принято положительное. Будем исполнять», т.е. 4 транш будет предоставлен, так как за 9 дней все показатели, как оказывается, Минск уже «выполнил». Однако как быть с приватизацией – важнейший показатель выполнения республикой кредитных условий? Стоит напомнить, что в 2011 году, во время принятия решения о выделении кредита, планировалось, что на один кредитный доллар придется 2,5 доллара (по 2,5 млрд. долларов в год), полученных от приватизации белорусских производственных активов. Причем, в соглашении не указывалось, что приватизация должна производиться в пользу российских кампаний. Между прочим, истерично выпрашивая кредит в разгар тяжелого экономического кризиса 2011 года, белорусские власти заявляли о готовности приватизировать буквально «все!», включая, естественно, и «Беларуськалий». Однако духу хватило только на 50% акций ОАО «Белтрансгаз». За 2012 год Беларусь не приватизировала ни одного серьезного предприятия, однако получила два транша кредита.
7 декабря министр финансов Силуанов А.Г. был вынужден уточнить, что выполнение Беларусью обязательства по приватизации (2,5 млрд. долларов по итогам 2012 года) будет рассматриваться перед выделением уже 5-го транша кредита: «Мы будем рассматривать приватизацию в следующем году. При принятии решения вопроса о 4-м транше показатель о привлечении средств от приватизации не стоял…Вопрос приватизации – это вопрос очередной программы, и мы будем рассматривать его в следующем году». Более того, министр Силуанов А.Г. уверял, что решение о выделении 4-го кредита является чисто экономическим и не имеет отношение к политической ситуации: «Могу вас заверить, что никакой политики не было. Это чистая экономика».
Однако еще 10 июня 2012 года, буквально через десять дней после визита в Минск президента России В. Путина, министр Силуанов А.Г. рассуждал по-другому: «Как правило, белорусские коллеги принимают решения о приватизации части своего имущества во второй половине года. Поэтому мы ожидаем, что это решение будет исполнено как раз перед предоставлением четвертого транша», т.е. привязка выделения четвертого транша к приватизации все-таки была. Просто от нее по каким-то причинам отказались, хотя дискуссия была жаркой и Минск прекрасно понимал, что основное условия выделения кредита он не выполняет и выделение очередного транша может быть обеспечено только внешними политическими условиями, что и подтвердила Председатель правления Национального Банка Н. Ермакова: «Получается так, что этот вопрос как бы переходит в рамки политические. Мы надеемся, что этот вопрос будет разрешен, и кредит АКФ ЕврАзЭС мы все-таки получим».
Судьба четвертого транша, полученного в тумане очень быстрого охлаждения отношений между РФ и США, носит, естественно, чисто политический характер. Выделение очередного транша уже не связано непосредственно с выполнением тех или иных пунктов кредитного соглашения или влияния взаимоотношений между А. Лукашенко и В. Путиным, а относится к сфере национальной безопасности России. Этим, не без успеха, пользовался Минск, мародерничая по российским кладовым, пока на геополитическом фронте разворачивалась очередная схватка между Востоком и Западом.
Автор в данном случае, естественно, не склонен обвинять в разжигании конфликта Москву или Вашингтон, так как и Россия и США, говоря о деле Магнитского, имеют в виду исключительно вопросы своей национальной безопасности. Стоит напомнить, что вопросы безопасности, т.е. вопросы «войны и мира», с 1648 года представляют (собой)из себя основу международных отношений. Естественно, закон о «списке Магнитского» является только предлогом.
Проблема в том, что все эти процессы периодических охлаждений или потеплений в отношениях между Россией и США не в силах изменить ядерную реальность, лежащую в основе российско-американских отношений. Россия до сегодняшнего дня остается единственной на планете державой, обладающей ядерным потенциалом, достаточным для полного уничтожения США в течение 30 минут. Естественно, получив такой же сокрушительный ответ по своей территории уже от Вашингтона. Отсюда и все проблемы с размещением все новых районов ПРО и т.д.
Исходя из ядерной реальности, Россия, даже если она вдруг достигнет невероятных вершин демократии, прав человека и гражданских свобод, все равно останется для Запада страной «диктатуры» и «авторитаризма». Ведь демократии друг с другом не воюют… Или воюют?
Но новый пожар на российско-американских рубежах является источником того живительного тепла, что позволяет лимитрофам погреть свои завистливые и жадные ручонки над тлеющей ядерной угрозой. Под сочувствующие «союзнические» всхлипывания уже через несколько дней М.Мясникович предъявит Д. Медведеву очередные просьбы, которые в условиях наметившейся полноценной конфронтации между Востоком и Западом быстро превратятся в требования. Сейчас Минск будет торопиться использовать очередной цикл охлаждения между Москвой и Вашингтоном и тянуть из России все, что можно ухватить. У Лукашенко появился шанс. Тем более, что завтра вполне может грянуть очередная «перезагрузка».