Тиина Локк (Tiina Lokk) знает, что такое получить помощь от соседа, когда она нужнее всего.
Когда-то, когда ее родная Эстония пыталась восстановиться после десятилетий советского господства, эстонская киноиндустрия лежала в руинах. Однако, благодаря помощи соседних Швеции и Финляндии, прибалтийские режиссеры сумели спасти свой кинематограф.
Сейчас г-жа Локк руководит крупнейшим в Прибалтике кинофестивалем «Черные ночи», который проводится каждый ноябрь. Она старается приглашать на него режиссеров из бывших советских республик (от Белоруссии, Молдавии и Украины до Грузии и Узбекистана), с которыми она подружилась, когда училась в Москве. Таким образом она хочет помочь им оставить позади былое подчинение России, - так же, как скандинавы помогли Эстонии.
«Если тебе помогли, ты обязан помогать другим», - убеждена Локк.
Читайте также: Потеря Грузии - предупреждение для Латвии
Тем же, чем Локк занимается в кинематографе, Эстония и ее соседи по Прибалтике занимаются в большем масштабе. В последние годы внешняя политика крошечных прибалтийских Эстонии, Латвии и Литвы фокусируется на продвижении реформ в бывших советских республиках. Основываясь на своем опыте успешного перехода от коммунистического режима к современной демократии, прибалты выступают за то, чтобы страны Восточной Европы и Закавказья однажды вступили в Европейский Союз и НАТО, и создают программы, помогающие этим странам добиваться эффективности и прозрачности в системе управления.
Для них это новая, но естественная роль. Их взоры много лет были обращены на Запад. Они много лет старались укрепить свою независимость и свою экономическую модель, а также интегрироваться в структуры Евросоюза. Сейчас, благодаря своему устойчивому росту, они могут помогать своим старым друзьям по бывшему Советскому Союзу и делиться с ними своим опытом перехода.
«Прибалтийские страны продвигают европейские идеи в Грузии, в Армении, в Азербайджане, в Молдавии, на Украине и во всех восточных странах, - утверждает Каха Гоголашвили, сотрудник Грузинского фонда стратегических и международных исследований в Тбилиси. – Они приложили больше усилий, чем кто бы то ни было еще, чтобы эти страны получили поддержку в европейских институтах».
«Они – духовный мост, - говорит г-н Гоголашвили. - Иногда они играют роль переводчиков, объясняя Европейскому Союзу наши истинные намерения».
После российско-грузинской войны 2008 года Евросоюз назвал Армению, Азербайджан, Белоруссию, Грузию, Молдавию и Украину «восточными партнерами» и заявил, что Европе следует внимательнее к ним относиться.
Также по теме: Энергетические игры прибалтийских стран
«Необходимо, чтобы ЕС уделял нам больше внимания, - говорит Гоголашвили. – У нас нет другого выбора – только европеизироваться и стать частью единой Европы».
Способ отдать долги
Общее советское прошлое подталкивает страны Прибалтики помогать этим государствам проводить реформы после советского правления. «Страны Восточного партнерства очень важны для нас, - заявил министр обороны Латвии Артис Пабрикс (Artis Pabriks). – Мы понимаем их проблемы лучше, чем кто-либо в Евросоюзе. Мы также пользуемся большим доверием с их стороны, чем прочие, поэтому естественно, что мы более активны в этом направлении – и так будет и в дальнейшем».
Кристина Вайчюнайте (Kristina Vaiciunaite) из Вильнюса была подростком в 1991 году, когда ее страна освободилась от Советского Союза. Она вспоминает, как после обретения Литвой независимости в школы приходили скандинавы и предлагали стипендии для обучения за границей.
Сейчас г-жа Вайчюнайте, возглавляющая вильнюсский Центр восточноевропейских исследований – некоммерческую организацию, занимающуюся проблемами Белоруссии - фактически делает то же самое, помогая студентам из Белоруссии ездить в Вильнюс на учебу и в молодежные лагеря.
«Когда Эстония, Латвия и Литва хотели вступить в ЕС и НАТО, они понимали, что лучше всего будет, если их интересы будут представлять скандинавы - как ближайшие соседи», - объясняет Рихард Бэруг (Richard Baerug) из рижского Альянса «От Черного моря до Балтийского моря» - некоммерческой организации, добивающейся вступления Грузии и Украины в НАТО.
Читайте также: Слабая Европа усиливает Россию - литовские выборы
«Теперь странам Прибалтики пора перенять эстафету и постараться помочь, насколько это возможно, развитию на востоке».
Вдохновляющий путь
Проекты г-жи Вайчюнайте и г-на Бэруга входят в постоянно увеличивающееся число организованных прибалтийскими странами инициатив по продвижению демократии и повышению качества управления в Восточной Европе и на Кавказе – в первую очередь, в Грузии, Молдавии, Белоруссии и на Украине. Эти инициативы фокусируются на обучении чиновников, защите от кибератак и продвижении «электронного правительства».
В Белоруссии результаты оказались неоднозначными, зато в Грузии они выглядят вдохновляюще. Грузия – бедная, пострадавшая от гражданской войны страна, само существование которой оказалось под угрозой после войны с Россией – управляется теперь лучше прочих постсоветских стран.
Когда избиратели проголосовали в октябре за новое правительство, переход прошел гладко. «Они сдали экзамен, - считает Вайчюнайте. – На сей раз не было отвратительных уличных столкновений. Для Грузии это нечто новое».
Естественная новая роль
Когда распался Советский Союз, Латвия, Литва и Эстония наотрез отказались присоединиться к Белоруссии, Украине и России, создавшим новую федерацию бывших коммунистических стран под названием Содружество независимых государств. Они стремились избавиться от ярлыков «восточно-европейских» или «постсоветских» стран и избрали своим приоритетом вступление в ЕС и НАТО.
Также по теме: Прибалтика после распада СССР
Это была колоссальная задача.
«Даже самые смелые мечтатели не могли подумать, что это достижимо», - вспоминает г-н Пабрикс, бывший с 2004 по 2007 год министром иностранных дел Латвии. Однако Прибалтика этого добилась – в том числе, благодаря переходу к жесткой и тяжелой для многих форме капитализма, - и теперь пытается экспортировать свою модель.
Особенно сильно изменилась Эстония, стремительно превратившаяся из советской республики в одну из самых современных демократий в мире. Важную роль в этом сыграл интернет.
В прошлом году правительство Эстонии создало Эстонский центр Восточного партнерства, занимающийся передачей опыта в области «электронного правительства» таким странам, как Грузия, и помогающий им укреплять связи с Евросоюзом.
«Наша задача сделать эти общества более демократическими и удобными для граждан», - утверждает директор центра Вахур Маде (Vahur Made). Центр предлагает чиновникам и инженерам из Армении, Азербайджана, Грузии, Молдавии, Белоруссии и Украины образовательные программы по «евроинтеграции» и семинары по «электронному правительству».
«Мы стараемся распространить политическое и философское понимание “электронного правительства”, - объясняет г-н Маде. – Оно делает общество более открытым и прозрачным, а также отчасти ограничивает ... деятельность правительства».
Противостоять российскому влиянию
В крохотных прибалтийских странах, которые долгое время были оккупированны, никто не может забыть ни о том, как сотни тысяч прибалтов были депортированы в Сибирь в период с 1944 по 1955 год, ни о том, как 50 лет в Прибалтике насаждался русский язык.
Читайте также: Русский язык против Прибалтики
«Я до сих пор считаю, что Россия - враг, который не заслуживает доверия, - говорит министр обороны Латвии Пабрикс. – Это не означает, что мы не должны пытаться с ней сотрудничать, но не стоит обольщаться насчет успехов такого сотрудничества».
По мнению экспертов, для Европы крайне важно укреплять безопасности и демократию в регионе. Российско-грузинская война 2008 года показывает, что может произойти с соседями России.
«Обезопасить внешние границы Европейского Союза было бы полезно, - говорит директор Хейко Пяэбо (Heiko Pääbo), директор Центра прибалтийских исследований Тартуского университета. – Лучше граничить с союзниками, чем с враждебно настроенными странами».
В прошлом году на парламентских выборах в Латвии, в которой треть населения составляют русские, много голосов получила пророссийская партия Центр согласия. Впрочем, по мнению экспертов, это, скорее всего, связано с усталостью избирателей от политики экономии. Тем не менее, г-н Пяэбо считает, что администрация российского президента Владимира Путина пытается увеличить свое влияние в Прибалтике. Пяэбо называет это «российским имперским мышлением».
«В контексте попыток нынешней российской администрации восстановить если и не былую советскую империю, то ее сферу влияния, важно, чтобы эти восточные соседи больше смотрели в сторону Европы, чем в сторону России, - полагает Пяэбо. – Прибалтийские страны будут, насколько могут, помогать этим странам стать ближе к Европе, чем к России».
Также по теме: Прибалтийские страны - не такие похожие, как может показаться
«Сейчас идет геополитическая битва за сердца и умы людей, - соглашается с ним сотрудник таллиннского Международного центра оборонных исследований Ханнес Хансо (Hannes Hanso). – Важно, по какому пути пойдут эти страны».
Эстония, по его словам, действует прагматично и разделяет политические вопросы от экономических. «Россия сейчас - главный экономический партнер Эстонии. Но я не думаю, что в ближайшее время следует ожидать каких-либо политических встреч между президентами или премьер-министрами России и Эстонии».
Неоднозначный опыт
Эксперты считают важным укреплять связи с Восточной Европой и Закавказьем. Однако, как считает г-н Хансо, у этого подхода есть свои ограничения.
«10 лет назад мы наивно думали, что эти переходные страны определенно хотят сделать то же, что и мы, - говорит он. – Сейчас мы реально смотрим на ситуацию и не можем считать, что они обязательно обратятся к Западу, а не к Востоку».
«Продвижение реформы – это обоюдный процесс, - утверждает Хансо. – Мы уже осознали, что успех Прибалтики в других местах повторить будет трудно».