Брюссель – Кипр начал расследование на основании улик, свидетельствующих о том, что украденные у России налоговые деньги, из-за которых был убит Сергей Магнитский, отмывались через его банки.
Кипрское ведомство по борьбе с отмыванием денег Mokas написало в четверг (13 декабря) EUobserver: «В данный момент… на Кипре ведется открытое расследование по этому вопросу». Далее оно отметило: «Следствие ведет департамент Mokas, находящийся в подчинении генеральной прокуратуры».
Ведомство добавило, что расследование было начато довольно давно, но проводилось недостаточно активно.
37-летний российский юрист Магнитский скончался в тюрьме в 2009 году после того, как вскрыл факты кражи огромных налоговых средств преступной группировкой Клюева, к которой были причастны высокопоставленные чиновники из российского Министерства внутренних дел и службы контрразведки ФСБ.
Адвокаты бывшего работодателя Магнитского - базирующегося в Британии инвестиционного фонда Hermitage Capital - в июле представили в генеральную прокуратуру Кипра свои доказательства и улики.
Читайте также: Кипр - налоговый рай во главе Европы
Эти документы, в том числе - копии переводов финансовых средств, показывают, что через пять банков Кипра из России было выведено около 31 миллиона долларов налоговых средств. Это Alpha Bank, Cyprus Popular Bank, FBME Bank, Privatbank International и Komercbanka.
Они также показывают, что предполагаемый предводитель преступной группировки Дмитрий Клюев владеет кипрской фирмой под названием Fungamico, имеет счет в Банке Кипра и посещал вместе с сообщниками эту страну в тот период, когда пропали деньги.
Однако в октябре Кипр заявил, что должен проконсультироваться с Москвой, дабы выяснить, действительно ли эти деньги были украдены, и лишь после этого сможет продолжать расследование.
Следствие, связанное с именем Магнитского, нежелательно для многих.
Банковские услуги российским клиентам, которые оказываются без лишних вопросов, - это источник огромных доходов для Кипра, поскольку в этой стране русские хранят до 26 миллиардов долларов.
Дело Магнитского также вызывает вопрос, подходит ли Кипр для того, чтобы налогоплательщики из ЕС оказали ему финансовую помощь в размере 11 миллиардов евро в рамках соглашения, которое в настоящее время обсуждают институты Евросоюза и Международный валютный фонд.
Также по теме: Сенат США одобрил «закон Магнитского»
Представитель Кипра в ЕС Никос Христодулидес (Nikos Christodoulides) заявил EUobserver, что, даже если русская мафия использовала банки страны, «это не говорит о наличии каких-то проблем со всеми прочими [российскими] счетами».
Он добавил: «Между двумя этими вопросами [финансовая помощь и отмывание денег] нет никакой связи».
Другой представитель Кипра Костас Йеннарис (Costas Yennaris) отметил: «Они [кредиторы из ЕС] больше обращают внимания [на переговорах о выделении помощи] на управление банками, нежели на содержание их работы».
По мнению ряда европейских политиков, эти вопросы должны увязываться между собой.
Депутат британского парламента от Консервативной партии Доминик Рааб (Dominic Raab), а также члены парламентов Финляндии, Германии и Нидерландов призвали свои правительства уделить внимание этому вопросу.
«Британия должна приложить максимум усилий для обеспечения того, чтобы ее средства не использовались при оказании помощи странам, которые не могут или не хотят противодействовать попыткам русской мафии использовать в своих преступных целях их финансовые системы», - написал 21 ноября Рааб в своем послании британскому министру финансов.
Весть о том, что страна, председательствующая в ЕС, пообещала заняться делом Магнитского, прозвучала в весьма непростой момент для российско-европейской дипломатии.
Читайте также: Кипр предпочитает кредит от России
Российский руководитель Владимир Путин прибудет 21 декабря в Брюссель на саммит Россия-ЕС.
Дело Магнитского витало в воздухе, потому что американские законодатели 6 декабря приняли закон, предписывающий Госдепартаменту запретить выдачу виз и заморозить активы причастных к нему российских чиновников.
Если американский президент Барак Обама в предстоящие дни подпишет этот закон, как и ожидается, то это, скорее всего, вызовет ответную реакцию со стороны России, заставив и ЕС предпринять какие-то действия.
Однако внешнеполитическое ведомство Евросоюза, со своей стороны, не подает никаких сигналов о том, что оно в рамках своих полномочий намерено предложить санкции ЕС.
Его представитель Майя Косьянчич (Maja Kocjancic) рассказала в четверг нашему вебсайту, что дело Магнитского не займет важного места в повестке встреч с Путиным, потому что дипломаты рангом пониже уже обсудили этот вопрос 7 декабря во время «диалога по правам человека».
По ее словам, собственно российское расследование дела о его смерти является «очень ограниченным … неадекватным».
Как отметила Косьянчич, Европарламент «взял на заметку» то обстоятельство, что парламенты в Нидерландах, Швеции и Британии призвали ЕС принять меры в своих необязательных для исполнения резолюциях.
Вместе с тем, она подчеркнула: «Решение об ограничительных мерах страны-члены должны принимать единогласно».