Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Закон Магнитского» — новый черный список?

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПохороны юриста инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Сергея Магнитского
Похороны юриста инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Сергея Магнитского
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На самом деле «закон Магнитского» противоречит нормам права и американским ценностям, а также ослабляет национальную безопасность США. Преступных и коррумпированных чиновников надо наказывать повсюду, а формулировки данного закона являются насмешкой над основополагающими принципами американского правосудия.

«Закон Магнитского», принятый подавляющим большинством голосов в Палате представителей и в Сенате, а на прошлой неделе подписанный президентом Обамой, получил высокую оценку в Конгрессе и в американских СМИ, которые называют его важным шагом в деле защиты прав человека и демократии. Закон этот направлен конкретно против российских чиновников, подозреваемых в причастности к смерти в тюрьме в 2009 году юриста Сергея Магнитского. Но это гораздо более обширная правовая мера воздействия, в рамках которой визовые ограничения и финансовые санкции могут применяться против всех российских чиновников, виновных в «злостных нарушениях прав человека».

На самом деле «закон Магнитского» противоречит нормам права и американским ценностям, а также ослабляет национальную безопасность США. Преступных и коррумпированных чиновников надо наказывать повсюду, а формулировки данного закона являются насмешкой над основополагающими принципами американского правосудия. Возьмем, например, положение о том, что списки людей для применения против них санкций могут составляться на основе «данных» и «информации», предоставляемой неправительственными организациями, а также другими заинтересованными группами и людьми, но не надлежащим судебным порядком. Нетрудно себе представить, как группировки с корыстными политическими и экономическими интересами в США и даже в России расширяют и пополняют этот новый «черный список». Это не только нарушает базовые принципы презумпции невиновности и нормы отправления правосудия, но и, как правильно отметил член Палаты представителей из Техаса Рон Пол (Ron Paul), напоминает «народные суды» советской эпохи, для которых «улики и доказательства не имели значения». Рон Пол добавил к этому: «Если Конгресс действительно обеспокоен правами заключенных, то ему следовало бы взглянуть на то, насколько ужасно обращаются с рядовым американской армии Брэдли Мэннингом (Bradley Manning), ведь Amnesty International назвала такое обращение «бесчеловечным».

В первоначальной версии этого закона Сенат предлагал бороться с подозреваемыми в нарушениях прав человека не только в России, но и во всех других странах, однако антироссийские лоббисты не пропустили это положение. Поддавшись их мощному давлению, Сенат проголосовал за версию Палаты представителей, которая с самого начала была направлена исключительно против России. А это тоже является  нарушением принципов господства права, поскольку здесь имплицитно присутствует избирательное, а не всеобщее правосудие. Ясно, что спонсоры законопроекта больше руководствовались своей враждебностью к правительству Владимира Путина, нежели принципиальной озабоченностью состоянием демократии и прав человека. Более того, у исполнительной власти США уже имеются все необходимые средства, чтобы отказывать во въезде в страну нежелательным лицам и замораживать их полученные незаконным путем средства на счетах.

На самом деле, американские граждане могут задать вопрос о том, почему главный лоббист данного закона Уильям Браудер (William Browder), возглавляющий лондонский инвестиционный фонд Hermitage, который когда-то был процветающей московской компанией и в котором Магнитский работал налоговым юристом, больше не является  гражданином США, и сам находится в России под следствием, поскольку его подозревают в уклонении от налогов. Безусловно, американские процессуальные нормы требуют, чтобы оказывающий влияние на законодательный процесс человек не имел никакой материальной и прочей заинтересованности в этом деле. Уверен ли Конгресс на все 100%, что в данном случае это условие было выполнено?

Но прежде всего Конгресс опрометчиво и без всякой необходимости поставил под угрозу российско-американское сотрудничество в жизненно важных вопросах – от Афганистана и Ближнего Востока до международного терроризма и распространения ядерного оружия. Даже если ответная реакция Москвы на закон Магнитского будет формальной и беззубой, принятие таких мер, а также российско-американский тупик в вопросах противоракетной обороны и расширения НАТО еще больше приближает нас к новой холодной войне. Судя по рекордам голосования в последние годы, Конгрессу нравятся войны – как холодные, так и «горячие».

Конечно, преданность Америки демократии и правам человека во всем мире заслуживает всяческих похвал. Однако образцом здесь должны стать действия президента Рональда Рейгана, который, являясь давним противником советского режима, с приходом Михаила Горбачева признал, что перемены должны возникать внутри России, а не приходить из Вашингтона. Если такие усилия принесут в будущем свои плоды, они должны строго соответствовать главным ценностям Америки. Но в случае с законом Магнитского этого не произошло.