Вашингтон – В этом году появились мрачные новости о серьезных ограничениях прав человека, которые Москва навязывает российскому обществу, в том числе его религиозным группам. Во время очередной встречи с Владимиром Путиным президент Обама должен выразить свою обеспокоенность по этому поводу, вновь указав российскому президенту на необходимость соблюдения всеобщих прав человека и стандартов религиозных свобод, если Путин хочет развивать отношения между нашими странами.
Когда я была в конце сентября в Москве как председатель американской Комиссии по вопросам международной свободы вероисповедания (USCIRF), я часто слышала слова, в которых звучала эта обеспокоенность. Во время встреч с 30 представителями гражданского общества, журналистики, организаций по защите прав человека и религиозных свобод, все они с тревогой говорили о том, что Россия находится на грани новой холодной войны против гражданского общества.
После возвращения Путина на пост президента Россия приняла целую серию законов, которые ограничивают свободу выражения, собраний и ассоциаций. Российский парламент может даже принять предложенный закон о богохульстве, явно нарушающий свободу религии и вероисповедания.
Новые ограничения появились в июне 2012 года, когда Путин подписал закон, предусматривающий в том числе стократное увеличение штрафов за несанкционированные протесты. Теперь они больше годовой зарплаты среднестатистического россиянина.
В июле Путин подписал закон, требующий от вовлеченных в «политическую деятельность» некоммерческих организаций с финансированием из-за рубежа регистрироваться в качестве «иностранных агентов». В противном случае им грозят огромные штрафы, либо - двухлетние тюремные сроки их руководителям. По сути дела, это равноценно заявлению о том, что такая организация является крайне подозрительным объединением чужаков. Однако в России большинство самых важных правозащитных некоммерческих организаций получают определенную финансовую помощь из-за рубежа.
Также в июле российский парламент принял законы об усилении контроля над интернетом и о внесении в разряд противозаконных деяний некоторых форм клеветы и диффамации.
В ноябре Путин подписал закон об измене, сделав это в тот же день, когда он заявил Совету по правам человека при президенте, что может пересмотреть этот документ. В нем расширено определение государственной измены, которое теперь включает действия против «конституционного строя, суверенитета, территориальной и государственной целостности». Сейчас за участие в политических протестах и в работе международных организаций можно получить до 20 лет лишения свободы.
Все это стало дополнением к действиям, направленным против американских организаций, выступающих за демократию. Так, в России было закрыто отделение Агентства международного развития США USAID, а «Радио Свобода» лишилось возможности вещать на некоторых частотах.
Недавно российский парламент начал рассматривать закон о наказании за богохульство. В его нынешнем виде он предусматривает штрафы и наказания за «преступления против религии и религиозных убеждений», а также за «оскорбление религиозных чувств граждан».
Тому, кто будет признан виновным «в публичном оскорблении веры и унижении верующих во время церковного богослужения», грозит штраф до 300 тысяч рублей (10 тысяч долларов), 200 часов общественных работ или лишение свободы сроком до трех лет. За «осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний» наказанием может стать лишение свободы сроком до пяти лет. Путин после этого призвал отложить рассмотрение законопроекта до следующей весны.
Его сторонники утверждают, что религия, в частности Русская православная церковь, нуждается в защите от критиков, которые, согласно их заявлениям, пытаются дестабилизировать Россию, подрывая ее религиозные традиции. Однако закон о наказании за богохульство не только станет нарушением права личности на свободу вероисповедания и выражения, но и может привести к усилению напряженности, подавляя мирный обмен идеями и мнениями.
Если законопроект о богохульстве пройдет, россияне смогут подавать в суд на своих сограждан, заявив о том, что они оскорбили их религиозные чувства. Например, российские православные верующие, посчитав, что Apple своим логотипом прославляет первородный грех Адама и Евы, могут предъявить иск руководству этой компании.
Россия уже наказывает людей за «хулиганство на почве религиозной ненависти». По этой уголовной статье две из трех участниц печально известной панк-группы Pussy Riot получили два года тюрьмы за исполнение в феврале «панк-молебна» в московском храме Христа Спасителя.
Естественно, закон о богохульстве может кардинально ухудшить ситуацию с религиозными свободами в России.
Даже без этого предложения Россия придерживается вопиющих двойных стандартов в отношении религиозной свободы. Отдавая предпочтение и всячески поддерживая Московский патриархат Русской православной церкви, Россия оказывает давление на мусульман и прочие религиозные группы. Среди ее репрессивных действий огульные запреты на исламскую литературу, наклеивание ярлыка «тоталитарных сект» на мормонов, свидетелей Иеговы и прочие религиозные меньшинства, а также систематическая дискриминация протестантского меньшинства в России.
Политика России явно угрожает демократии, а также стабильности, поскольку она настраивает Московский патриархат против 25 миллионов российских мусульман. Ради свободы и стабильности пора напомнить российскому президенту, что права человека важны для Соединенных Штатов, и осудить нарушение этих прав в путинской России.
Катрина Лантос Суэтт – председатель американской Комиссии по вопросам международной свободы вероисповедания (USCIRF).