В столице Парагвая Асунсьоне есть поселок под названием Катеура, построенный практически на главной мусорной свалке города. Семьи, живущие там, зарабатывают себе на пропитание сортировкой мусора и продажей ценных вещей, которые они в нем находят. Как и во многих нищих районах страны, там царит преступность и наркомания, а у детей нет практически никакой надежды на то, что они когда-нибудь смогут выбраться из этой мусорной свалки.
Недавно в интернете появился трейлер к новому документальному фильму о Фабио Чавесе (Favio Chavez), местном экологе и преподавателе музыки, который учит детей играть на музыкальных инструментах, изготовленных из мусора. Счастье молодого человека, играющего Баха на виолончели, сделанной из металлического бидона, невозможно не разделить.
Мы связались с Чавесом через Skype, чтобы узнать подробности этой истории.
Хотя сам Чавес рос неподалеку от этого места, он впервые встретился с этими детьми, когда работал над проектом по утилизации отходов с 2006 по 2008 год и познакомился с некоторыми местными семьями. С 2002 года в своей родной деревне Карапуэнья он руководил Оркестром для мальчиков, и однажды решил создать нечто подобное и для детей Катеуры. Более 40% детей этого района бросают школу, потому что им приходится помогать родителям в работе, поэтому первоначально идея создания оркестра заключалась в том, чтобы отвлечь детей от игр на свалке.
«Сначала нам было довольно сложно, потому что у нас не было места, где мы могли бы репетировать, поэтому нам приходилось заниматься там же, где работали родители этих детей, - рассказывает Чавес. – Дети ничего не знали о музыке, кроме того, было очень трудно связаться с родителями, потому что многие из них не живут со своими детьми».
В конце концов, родители поняли, что занятия музыкой – это хороший способ держать детей подальше от проблем, а некоторые родители даже вернулись к своим детям, которых они когда-то бросили.
Вскоре оказалось, что детей, которые хотели бы играть в оркестре, стало гораздо больше, чем инструментов, поэтому Чавес попробовал изготовить инструменты из мусора со свалки. У струнных инструментов он всегда ставил традиционные подгрифок, гриф, улитки и струны, но корпус инструмента, колки и другие части ему приходилось делать из того, что можно было найти на свалке. «В конце концов, мне удалось усовершенствовать инструменты из мусора, и во многих случаях они сейчас звучат лучше, чем инструменты китайского производства».
Инструменты из мусора служат еще одной более практической цели: дети могут спокойно носить их с собой. «Прежде для большинства детей было просто невозможно взять обычную скрипку и отнести ее домой, потому что там им негде было ее хранить, а их родители боялись того, что их могут ограбить или что инструмент будет продан за наркотики».
Изготовление инструментов из подручных материалов, особенно для тех детей, которые только начинают заниматься музыкой, нельзя назвать необычным явлением. В рамках более известного социального музыкального проекта El Sistema в Венесуэле дети сами создают свои первые инструменты из папье-маше и играют на них до тех пор, пока они не готовы взять в руки настоящие инструменты. В Северной Америке маленькие дети, которые начинают учиться игре на скрипке по методу Судзуки, сначала получают обувную коробку, с линейкой вместо грифа и эластичными нитками вместо струн, чтобы дети привыкли держать инструмент в руках.
Чавес уже обучил более 120 детей в Катеуре, и в настоящее время у него занимаются 50 детей, 25 из которых входят в состав оркестра. Недавние гастроли оркестра в Рио-де-Жанейро, Панаме и Боготе в Колумбии осложнялись тем, что ни у одного ребенка не было паспорта, а у половины не было даже свидетельства о рождении. «В некоторых случаях, мне приходилось брать с собой документы родителей. Теперь, поскольку все дети являются частью оркестра, у них всех есть документы».
Одна из лучших учениц Чавеса – 15-летняя девушка по имени Таня. «Она начала ходить ко мне на занятия в Катеуре пять лет назад, и теперь она стала одной из ведущих скрипок оркестра, - рассказывает Чавес. – Ее отец – наркоман, но ему пришлось два дня не употреблять крэк, чтобы пойти в суд и оформить разрешение для своей дочери, которой нужно было ехать на гастроли. Она живет в лачуге, где всего одна комната, вместе со своей матерью и тремя сестрами, поэтому, когда ей нужно заниматься, всей семье приходится уходить из дома. Поскольку она делает большие успехи, у нее есть возможность играть на настоящей деревянной скрипке, сделанной в Китае. Эта скрипка стоит больше, чем весь ее дом».
Чавес не пытается сделать из своих учеников виртуозных музыкантов, он просто стремится доказать им и их родителям, что обучение какому-либо делу приносит положительные результаты. «В 2011 году я ушел со своей основной работы, чтобы посвятить все свое время проекту в Катеуре, потому что я заметил, что дети делают успехи и что оркестр уже поменял их жизнь к лучшему». «Мы мечтаем о том, чтобы у этих семей и детей появились хорошие дома с доступом к интернету, чтобы они могли найти для себя новые возможности».
Это действительно мощный стимул. Сейчас правительственный орган Парагвая под названием FONDAC выделил средства на создание музыкальной школы, а недавно появившийся в интернете трейлер к документальному фильму о проекте уже обошел весь мир. В настоящее время ведутся съемки этого фильма, который получил название «Музыка на свалке» (Landfill Harmonic). Пока у него еще нет дистрибьютора, однако ожидается, что съемки будут завершены уже в 2013 году.
Между тем Чавес будет продолжать работать в Катеуре. «Спорт предполагает конкуренцию. А музыка стимулирует детей к тому, чтобы объединиться и почувствовать, что они вместе создают нечто общее. Наш оркестр особенный, потому что дети создают красоту из мусора».