В окружении Чавеса наблюдаются серьезные трения. Дьосдадо Кабельо (Diosdado Cabello) стремится отложить вступление Чавеса в должность президента. Кажется, он хочет дать ему время для выздоровления. Но люди из окружения Чавеса считают, что он хочет дать ему время, чтобы тот умер. Ведь без Чавеса манипулировать проще, чем с ним.
В притихшей Гаване Фидель Кастро, лучше других знающий о здоровье Уго Чавеса, 15 декабря опубликовал короткую заметку, по структуре напоминающую типичный некролог. Он при жизни попрощался со своим учеником и дал сигнал его последователям. Вот как закончил Команданте свое послание: «Я уверен в том, что вы вместе с ним, и, сколько бы болезненной ни была его утрата, вы будете в состоянии продолжить начатое им дело».
Это главная часть коммюнике. Все остальное – вежливое и не имеющее особого смысла протокольное наполнение. Вскоре после опубликования этой заметки прошло сообщение о том, что у венесуэльского президента была легочная недостаточность, которую врачи сумели смягчить. Ранее, во время операции, они сумели предотвратить опасное кровотечение, из-за которого Чавес оказался на грани жизни и смерти.
Как бы там ни было, Чавес, если только не случится какого-нибудь чуда, будет сталкиваться с частыми и все более тяжелыми проблемами, связанными с общей слабостью своего организма, как любой онкологический больной на конечной стадии болезни. Химиотерапия иногда способствует излечению, иногда - лишь ускоряет течение болезни.
Так прав ли Фидель и смогли ли последователи Чавеса продолжить дело лидера боливарианской революции? И в чем, собственно говоря, состоит дело Чавеса?
За эти четырнадцать лет этот бывший военный построил самое коррумпированное в Латинской Америке государство. Согласно рейтингу организации Transparency International, Венесуэла занимает 166 место из 176 проанализированных государств планеты.
Каракас, где на каждые 100 тысяч жителей приходится 130 убийств, является вторым самым опасным городом мира (в Чикаго, мясорубке США, этот показатель составляет лишь 19).
Годовая инфляция в Венесуэле достигает 29%, это самый высокий показатель в Латинской Америке и один из худших в мире.
Если раньше эта страна принимала иммигрантов, то сейчас она превратилась в жестокую машину, изгоняющую за свои пределы образованных и предприимчивых венесуэльцев. Согласно некоторым подсчетам, за границу уехали около 500 тысяч человек, причем 200 тысяч обосновались в США. Они уезжают со своими знаниями и, если получается, со своими капиталами в более перспективные государства. Причиняемый ущерб не поддается подсчету.
Несмотря на то, что это самая плохо управляемая страна в Латинской Америке, где за годы правления Чавеса было закрыто 107 тысяч предприятий (из общего количества – 600 тысяч), около 55% венесуэльцев проголосовали за эту печальную и беспросветную жизнь на состоявшихся 7 октября выборах.
Почему? Потому что правительство направляет значительную часть своих доходов на так называемые «общественные расходы». Около тридцати «миссий» занимаются обучением, дотированием потребительских товаров, лечением больных и распределением материальной помощи в высшей степени неэффективно, но этого достаточно, чтобы купить голоса и создать огромную сеть политической клиентуры и довольных желудков.
Будет ли назначенный Чавесом преемник Николас Мадуро (Nicolás Maduro) придерживаться этой коррумпированной и бессмысленной модели, зажигательных лозунгов, классовой борьбы, ярого антиамериканизма, все возрастающего вмешательства государства во все сферы жизни? Продолжит ли он разрушать производственную базу и развивать бесконечные виды социальной помощи, которая ни к чему, кроме как к зависимости и гражданской безответственности, не приведет?
Именно эту революционную возню и хочет сохранить Фидель Кастро, то есть 10 миллиардов долларов, ежегодно получаемых Кубой от правительства Венесуэлы на различные статьи расходов, включая ежедневно поставляемых 115 тысяч баррелей нефти. Эти цифры были опубликованы Институтом кубинских исследований, расположенном в Майами.
По правде говоря, трудно себе представить, чтобы преемник Чавеса, каким бы он ни был, пойдет по тропе, проложенной боливарианским каудильо. Государственный долг страны вырос с 35% ВВП в 1998 году до 71% в 2012. Падение цен на нефть приведет к страшной катастрофе.
Очевидно, что уже на церемонии прощания с каудильо начнется серьезная борьба за власть между его возможными преемниками. Нет единого мнения относительно того, кто должен принять бразды правления в свои руки и в чем заключается наследие Чавеса. Единственное, что знают все, так это то, что страна идет по очень скользкому пути.