Нью-Йорк — В 1928 году русский изобретатель Лев Термен получил патент США за приспособление, «представляющее собой электрическую колебательную систему» или «теременвокс». С тех пор его электронный инструмент, на котором можно играть, не прикасаясь к нему, стал ассоциироваться с саундтреками к фильмам о пришельцах из космоса или психоделическими фильмами ужасов, от которых волосы на голове шевелятся. В рок- или поп-музыку терменвокс может привнести некую авангардистскую ноту. По мнению изобретателя Роберта Муга (Robert Moog), именно терменвокс положил начало электронной музыке.
Виртуозно и с немалой долей юмора члены нью-йоркского общества исполнителей на терменвоксе (New York Theremin Society) стремятся поднять инструмент до того уровня, которого, по их мнению, он заслуживает. В середине декабря на концерте, который состоялся в Joe's Pub (ночном клубе, расположенном на Манхеттене и названном в честь театрального режиссера Джозефа Паппа – прим. перев.), пять музыкантов исполнили на терменвоксах целый ряд композиций. Прозвучали композиции в стиле эмбиент и техно, классические произведения Александра Скрябина и Ричарда Вагнера, а также поп-композиции из репертуара Биттлз, Энии, Дороти Филдз (Dorothy Fields) и Джерома Керна (Jerome Kern). Пока звучала музыка, музыкальная эксцентричность инструмента отходила на задний план, уступая место красоте и многообразию его звучания.
Когда инициаторы и руководители общества Доррит Крайслер (Dorit Chrysler) и Роб Швиммер (Rob Schwimmer) за несколько дней до концерта сидели в ресторане в Нижнем Ист-Сайде и за борщом говорили о терменвоксах, в их голосах звучало восхищение и изумление.
«Я думала, это что-то очень странное и невероятно выразительное, - рассуждала 40-летняя Доррит Крайслер, вспоминая, как впервые увидела терменвокс. - Но это относится только к его звучанию. Сам же терменвокс – как бы продолжение твоего тела».
А 58-летнему Робу Швиммеру звучание терменвокса было уже давно знакомо, но увидеть, как он работает, он смог только в конце 80-х, когда по телевизору показали клип с Кларой Рокмор (Clara Rockmore), (1911-1998), которая была, пожалуй, самой виртуозной исполнительницей на терменвоксе.
Музыкант, играющий на терменвоксе, (движением рук) оказывает воздействие на магнитные поля вокруг двух антенн. При помощи одной антенны регулируется высота звука, а при помощи другой – его громкость. Звук меняется при малейшем движении руки, и в большинстве случаев – достигается потрясающий результат. Создать звуковой эффект взмывающего в небо космического корабля или лазерного луча довольно легко. А вот исполнить композицию Джорджа Харрисона «Within You Without You», что попытался сделать на концерте в Joe's Pub Швиммер, оказалось уже не так легко. И все же, терменвокс очень нравится музыкантам-любителям, которые считают, что играть на нем не составляет труда.
«Само собой разумеется, очень много и таких, у кого не получается и кто бросает это занятие», - говорит Швиммер.
А г-жа Красйлер добавляет: «Играть легко, если играешь плохо. И когда люди слышат неумелую игру, инструмент звучит не очень-то приятно. Но думаю, все-таки здорово, что люди пытаются играть на этом инструменте».
Роб Швиммер – уроженец Нью-Йорка, композитор и пианист, он работал с Антониу Карлушем Жобимом (Antonio Carlos Jobim), Уилли Нельсоном (Willie Nelson), Уэйном Шортером (Wayne Shorter), Стиви Уандером и многими другими исполнителями. Во время гастролей с Саймоном и Гарфанкелем (Simon & Garfunkel) он упросил их разрешить ему в композиции «The Boxer» исполнить на терминвоксе фрагмент, который в оригинальной версии исполнялся на трубе-пикколо. А Доррит Крайслер, родилась в австрийском Граце, она играет на многих инструментах. С игрой на терминвоксе она выступала на различных концертных площадках – и в музыкальном клубе CBGB (клуб на Манхеттене, где исполняют музыку в стиле кантри, блю-грасс, блюз и др. – прим. перев.), и в венском Концертхаусе, и на площади в сибирском городке. Она постепенно приобретает известность среди исполнителей электронной музыки: выступала на гастролях вместе с Трентемеллером (Trentemøller), написавшим ремикс к «Come On Home», треку из ее альбома «Sea of Negligence», выпущенному в 2011 году студией «Prurience Factory».
Как утверждает госпожа Крайслер, нью-йоркское общество исполнителей на терменвоксе «не является эксклюзивным и открыто для всех желающих». Если вы умеете хорошо играть, вполне можете стать его членом. «Очень важно, чтобы вокруг инструмента, который еще не очень хорошо известен, собирались исполнители-единомышленники, любители, аудитория», - продолжает она.
На концерте в клубе Joe's Pub Крайслер и Швиммер исполнили композицию из двух песен – своего рода соблазнительный коктейль и очаровательную аранжировку битловской «If I Fell». Сама Крайслер пела и исполняла электронные композиции, продемонстрировав публике свою артистическую многогранность – и как футуристическая Лотте Ленья (актриса и певица, прославилась исполнением русской злодейки в фильме «Из России с любовью» - прим. перев.), и как исполнитель, владеющий безупречной техникой, и как превосходный музыкант. Роб Швиммер чередовал свою игру подробнейшими комментариями, а его проникновенное исполнение вагнеровских «Грез» под запись фортепьянной игры позволило еще раз удивиться возможностям терменвокса. Другие исполнители тоже оказались на высоте: под электронные звуки, которые исполнял ее музыкальный партнер Tigerforest, певица Améthyste спела и исполнила на терменвоксе чудные звуки, старательно модулируя звучание. Корнелиус Лой (Cornelius Loy) исполнял длинные сложные композиции и своим исполнительским мастерством внес в атмосферу концерта ноту мелодраматизма и воодушевления, необычайно тонко и осторожно сочетая мелодичность и силу звучания терменвокса. Своей музыкой Лой, одетый с ног до головы в черную кожу, включая перчатки, создал ощущение хаоса, превосходства и подавленности, которые нарастали и прорывались вспышками неистовой ярости.
Когда концерт подошел к концу, все настроение и атмосфера стали подтверждением тех слов, которые Крайслер произнесла до этого за обедом: «Терменвокс – превосходный современный инструмент. Он не только старомодный и классический – он абсолютно современный и крутой!»