Визит на этой неделе в Вашингтон афганского президента Хамида Карзая представляет собой один из завершающих этапов в принятии решений относительно 11-летней войны Америки в Афганистане. Запланированные на этой неделе встречи, скорее всего, будут определять окончательный характер присутствия Америки в Афганистане после 2014 года, когда все международные боевые операции планируется завершить. И оставшаяся часть американского контингента вполне может равняться нулю. Недавние сообщения указывают на то, что Белый дом рассматривает разные варианты, предусматривающие нахождение в этой стране от 3 тысяч до 15 тысяч военнослужащих. Многие полагают, что окончательное их количество будет значительно ниже 10 тысяч. Эти цифры существенно уменьшились по сравнению с теми предложениями, которые обсуждались год или два года назад. Тогда речь шла о долгосрочном присутствии солдат в количестве от 20 тысяч до 35 тысяч. Реальная ситуация, связанная с ограничениями бюджета и сокращающейся общественной поддержкой войны, существенным образом умерила существовавшие ранее ожидания. В течение последних нескольких недель проводились активные обсуждения внутри администрации в связи с предстоящим визитом Карзая, целью которых была выработка минималистского подхода, позволяющего защитить долгосрочные американские интересы в этом регионе при предельно ограниченном использовании долларов и военнослужащих.
Карзай, прибывающий для участия в запланированных на этой неделе обсуждениях, убежден в том, что Соединенным Штатам совершенно необходимо иметь долгосрочные военные базы в Афганистане. Он считает, что только Америка - других жизнеспособных вариантов, по его мнению, не существует - способна сохранить региональное влияние, заигрывать с Пакистаном, угрожать Ирану, а также проводить рейды против находящихся поблизости террористов. По этой причине Карзай полагает, что он держит в руках все карты предстоящих переговоров. Он абсолютно убежден в том, что у Соединенных Штатов нет никакого реального выбора, кроме как оставить значительную часть американских войск в Афганистане после 2014 года.
Однако Карзай ошибается. В Соединенных Штатах существует сильное желание рассмотреть все существующие варианты. Вот пять причин, по которым это происходит:
Ирак. Исход войны Америки в Ираке создает важный прецедент для такого же «нулевого» военного присутствия Соединенных Штатов в Центральной Азии. Ирак не стал марионеткой Ирана и не погрузился в хаос после того, как Соединенные Штаты в 2011 году вывели оттуда свой военный контингент. Соединенные Штаты сохраняют там мощное дипломатическое присутствие – и, предположительно, проводят разведывательные мероприятия – для защиты своих интересов. Принимаемые Ираком политические решения часто не совпадают с американскими предпочтениями, и мало кто считает, что американское военное присутствие могло бы изменить существующие реальности. Отказ Ирака предоставить американским солдатам иммунитет от иракского законодательства поставил крест на любой возможности сохранения там войск; то же самое может произойти в Афганистане, и вывод войск может быть воспринят многими американцами как столь же целесообразный вариант.
Бюджетное давление. Долговой кризис и разрушающаяся инфраструктура в самой Америке привели к тому, что энтузиазм на Капитолийском холме по поводу направления долларов налогоплательщиков на зарубежные авантюры находится на самом низком уровне. Недавние действия, направленные на избежание фискального обрыва, ослабили остроту ситуации, но не исправили значительного дисбаланса между расходами и доходами Соединенных Штатов. Одобрение постоянного потока миллиардов долларов, направляемых в виде помощи в Афганистан после 2014 года – для американских военнослужащих или для афганских – будет значительно более трудным делом через два года, чем сейчас. Но уже сегодня сделать это очень нелегко.
Усталость от войны. К 2014 году война Соединенных Штатов в Афганистане будет продолжаться уже более 12 лет. Связь между Афганистаном и атаками террористов 11 сентября (2001 года) сильно ослабла после смерти Усамы бен Ладена от рук американских солдат в 2011 году. Более 2 тысяч американцев были убиты и еще 17 тысяч получили ранения за десять лет не приносящих особых результатов боевых действий, и поэтому большинство американцев ожидают завершения этой кажущейся уже нескончаемой войны. Сохранить поддержку Конгресса, а также народа Америки продолжающегося нахождения тысяч американских военнослужащих после 12 лет войны будет неимоверно трудно, и эта задача может стать еще более сложной, если потери будут продолжаться.
Удаленные возможности. В распоряжении Соединенных Штатов находятся мощные средства удаленной разведки, наблюдения и нанесения ударов, о которых в 1990-х годах можно было только мечтать. Эти возможности все активнее используются с «удаленных» позиций, тогда как отдельные виды технических средств могут доставляться по воздуху даже с территории Соединенных Штатов. Некоторые из этих средств нуждаются в региональном размещении, однако Афганистан не является единственной страной, способной предоставить малозаметные варианты базирования. Беспилотники изменили характер ведения боевых действий, и с помощью средств американской разведки они могут применяться в удаленных регионах, а их использование становится все более смертоносным для террористов.
Разведывательные сети Соединенных Штатов. 11 лет проведения масштабной тихой разведывательной деятельности в сотрудничестве с афганцами (и пакистанцами) создали глубокую сеть дружественных контактов, которая будет сохраняться и после 2014 года. В некотором отношении ситуация после 2014 года на афганско-пакистанской границе способна привести к продолжительной «войне разведок», в которой будут участвовать сотни американских оперативников и миллиарды тайных долларов, вложенных в предотвращение новых террористических нападений на Соединенные Штаты. С учетом очень большой важности эта деятельность будет продолжаться – независимо от размера остаточного американского военного присутствия.
Президент Барак Обама должен будет взвесить значительные риски, связанные с «нулевым вариантом» в Афганистане. При отсутствии стабилизирующего влияния некоторого количества американских войск Афганистан может вновь погрузиться в хаос и пережить новую версию разрушительной гражданской войны, которая вернет страну в ситуацию 1990-х годов. Способность обнаруживать террористов и наносить удары по террористическим группировкам, планирующим совершить нападение на Соединенные Штаты или на их союзников, может сократиться, если иметь в виду использование находящихся в регионе сил и средств. «Аль-Каида» способна проникнуть на увеличивающиеся неуправляемые территории и, возможно, создать еще более мощные укрепленные позиции. Влияние Америки на обладающий ядерным оружием Пакистан, несомненно, сократится, если американские войска не будет размещены по соседству. А потенциальная роль Соединенных Штатов, связанная с оказанием давления на Иран с помощью американского военного контингента на его восточных границах будет уменьшена. В любом случае это близкий к оптимальному вариант для Соединенных Штатов, но он вполне может оказаться несостоятельным.
Обама должен во время переговоров с Карзаем учитывать все риски при разработке последней главы афганской войны. Для Карзая было бы разумным не переоценивать свои возможности. Хотя нулевой вариант и не является лучшим способом защиты долгосрочных американских интересов в регионе, он, несомненно, останется на столе переговоров. Переоценка сил со стороны Карзая может легко поставить под сомнение любой вариант долгосрочного американского военного присутствия.
Для американцев война в Афганистане вступает в свою завершающую стадию. Обама понимает, что момент окончания этой войны он зафиксирует на своих часах. Наследие Обамы как президента неизбежно будет определяться ее исходом. Возможно, вопрос о том, останутся ли в конечном итоге американские войска в Афганистане или покинут эту страну, будет теперь решаться в течение всего лишь одной недели сложных переговоров. Ставки каждого из принимающих в них участие государств весьма велики.