Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
2012 год был нелегким для Марка Цукерберга. Проблематичное размещение акций новой компании на бирже, повлекшее за собой целый ряд исков, сделало жизнь основателя крупнейшей социальной сети гораздо более открытой для публики и гораздо более сложной.
Негативная атмосфера вокруг популярного сервиса достигла апогея, когда концерн General Motors сообщил, что снимает свою рекламу со страниц Facebook. Основной огонь критики был направлен на заносчивого еврейского гения. Все чаще стали раздаваться призывы сместить его с поста генерального директора. Появление Цукерберга, небрежно одетого в куртку с капюшоном, на съезде вкладчиков, мягко выражаясь, не улучшило его отношения с Уолл-стрит. Все это привело к резкому падению акции компании - до 19 долларов - в октябре минувшего года.
Но были в ушедшем году и позитивные сдвиги в положении сервиса, количество пользователей которого перешагнуло за миллиард. Был отмечен стремительный рост участников сети за пределами США и Европы. Так, например, Facebook одержал убедительную победу над бразильской социальной сетью Orkut, принадлежащей Google – число бразильских пользователей Facebook перевалило за 60 миллионов. В Индии количество участников социальной сети выросло на 60%. В Японии этот показатель составил 225%, а в Южной Корее – 125%. Рост числа представителей среднего класса в развивающихся странах помог решить дилемму рентабельности инвестирования в такие страны как Индия, где стоимость обслуживания сети особенно велика.
Акции Facebook взлетели в последние два месяца на 50%. В 2013 год компания вступает с боевым настроем. Что изменилось? В каком направлении будет развиваться социальная сеть?
Пристальное внимание общества, дышащие в затылок инвесторы – все это вынуждает Цукерберга, возглавляющего компанию, акции которой котируются на фондовой бирже, действовать продуманно, взвешенно, воздерживаться от странных капризов, которые характеризовали его деятельность в прошлом. Свидетельством этому является настоящая революция, которую переживает в последнее время этот интернет-гигант. Суть этих перемен составляет попытка занчительно увеличить доходы от текущей деятельности компании. Facebook изменил структуру новостной ленты пользователя (news feed) таким образом, чтобы она включала и выделяла особым образом оплаченные истории (рекламу). Рекламные материалы в весьма агрессивной форме были также внесены в различные аппликации для мобильных телефонов. Все это приносит около 4 миллионов долларов в день – в основном, от тех, кто пользуется сотовыми аппликациями.
Facebook также создал систему Exchange, платформу для размещения рекламы в реальном времени, и вернул возможность раздачи »подарков». В отличие от прошлых лет теперь можно покупать и вручать реальные, а не только дигитальные, подарки с помощью социальной сети. Сервис позволяет продвигать в рекламных целях различные тексты («статусы»). Появилась возможность продвигать рекламные тексты посредством заранее оплаченных результатов внутреннего поиска. Инвесторы начали больше доверять Цукербергу еще и потому, что тот на полном ходу вошел в сферу мобильной связи – наиболее перспективную в 2013 году.
Данные шаги компании, направленные на увеличение доходов от деятельности социальной сети, вызвали возмущение многих пользователей. Рекламная перегруженность сайта и изменение алгоритма появления сообщений в личных новостных лентах (news feed) негативно сказываются на восприятии пользователями популярной социальной сети. Пользователи привыкли считать Facebook местом для получения интересной информации, чтения увлекательных историй, а не инструментом для распространения агрессивной рекламы.
Facebook ходит по тонкому льду. Могут ли его действия распугать пользователей? По-видимому, не так быстро. Все мы слишком основательно и прочно завязли в сетях этого сервиса. Вряд ли мы готовы покинуть его из-за возникших неудобств. Если Facebook сумеет найти разумный баланс между коммерческими интересами и уважительным отношением к пользователям, 2013 год может стать для компании и ее инвесторов. намного более успешным, чем предыдущий.