Нынешний сезон награждений начался с воодушевляющего исполнения «Знамени, усыпанного звездами», с орудийной канонады гражданской войны, с громких воплей конфедератов и со звука моего упавшего на пол и вдребезги разбившегося хрустального шара. С конца прошлого лета я по очереди высказывал свое мнение, писал в Твиттере и в целом разглагольствовал о великолепии «Мастера» Пола Томаса Андерсона, о тревожной прозорливости лидера культа квази-саентологии в послевоенной Америке и о том, что этот фильм, конечно же, будет номинирован на «Оскара». Как я ошибался! Британская академия кино и телевизионных искусств отвергла «Мастера» в номинации «Лучший фильм» и «Лучший режиссер», а теперь тот же самое сделали и организаторы церемонии «Оскара». По сути дела, они объявили о том, что «Мастер» уступает, скажем, гиперактивной комедийной драме «Мой парень – псих» Дэвида О. Рассела.
Ну да ладно. Каждый год на церемонии вручения «Оскара» бывают моменты дурного вкуса. По крайней мере, фильм Андерсона отмечен номинациями для Хоакина Феникса, Филипа Сеймура Хоффмана и Эми Адамс. Из них можно сделать ставку на Хоффмана.
Вместе с тем, что касается киноакадемии, то совершенно ясно, что у нее нашлось место только для одного мастера – и им оказался 16-й президент Соединенных Штатов Авраам Линкольн. Фильм Стивена Спилберга о мрачной ночи в душе Линкольна в ходе гражданской войны, когда ему надо было сделать выбор – покончить с рабством или покончить с кровопролитием, опережает всех конкурентов с 12 номинациями, предлагая голосующим представителям академии нечто успокаивающее, мейнстримовское и безукоризненно патриотичное. Наверное странно, что на роль Линкольна выбрали не американца, но шекспировское величие Линкольна означает, что на эту роль полностью подходит только Дэниел Дэй-Льюис. А Голливуд и киноакадемия всегда с огромным уважением относились к классической манере игры Дэй-Льюиса и к высокому классу исполнения.
Не меньше патриотизма было и в решении о семи номинациях для «Операции «Арго»» Бена Аффлека – этого дерзкого, занятного, но странно легковесного политического триллера из реальной жизни о захвате и освобождении заложников в Тегеране в 1979 году. Несмотря на сатиру, абсурд и сумасшествие, царящие на протяжении всей картины, заканчивается этот фильм на исключительно серьезной патриотической ноте.
В этот оскаровском списке – да и во всем нынешнем сезоне награждений, как мне кажется – присутствует тихое триумфаторство на грани хвастовства, утверждающее традиционные либеральные ценности Голливуда в момент, когда президент Обама пришел на второй срок, а правые республиканцы отступили. Правда, это либерализм, явно принадлежащий массовой культуре, да и герой в картине Спилберга республиканец. Напряженный триллер «Цель номер один» Кэтрин Бигелоу об операции по ликвидации Усамы бен Ладена показал результат ниже ожидаемого, получив всего пять номинаций. Американские консерваторы жалуются, что этот фильм – нечто вроде манифеста за Обаму, однако киноакадемия видимо решила, что это довольно крепкий орешек, может, даже слишком крепкий и менее отзывчивый к американскому солдату, чем последняя оскароносная картина Бигелоу «Повелитель бури».
Так уж получилось, что «Цель номер один» вызвала неоднозначную реакцию и послужила поводом для полемики. В нем есть сцена пыток, и появляется скрытый подтекст, что пытка дает результаты. А в адрес блестящего и провокационного фильма Квентина Тарантино «Джанго освобождённый» (пять номинаций) зазвучали обвинения в том, что в нем неуважительно и даже оскорбительно показана проблема рабства. По поводу картины «Невозможное» о цунами 2004 года в Индийском океане, которую номинировали в категории «Лучшая женская роль» в исполнении Наоми Уоттс, критика состоит в том, что там подчеркнуто показаны страдания западных туристов, а беды местного населения просто игнорируются. (Теоретически можно выдвинуть еще одно обвинение – по поводу романтизации насилия левых сил в «Отверженных». Но киноакадемия явно решила, что революционный бунт происходит в безопасном и колоритном контексте.)
Кино, которое Спилберг может увидеть в зеркале заднего вида, и которое явно его догоняет, называется «Жизнь Пи» (11 номинаций). Эта картина продюсера Энга Ли – ошеломляющая адаптация романа Янна Мартела, за который тот получил Букера. В ней рассказывается о том, как индийский подросток оказывается в море в одной шлюпке с тигром. Эффекты изумительны, но сюжет и идеи, на мой взгляд, изумляют гораздо меньше. Может, «Жизнь Пи» претендует на новизну и свежесть, как в свое время «Миллионер из трущоб» Дэнни Бойла? Может быть. Но спилберговский «Линкольн» ни в коем случае этого не допустит.
Замечательная история успеха, которая становится все успешнее и успешнее, это фильм Михаэля Ханеке «Любовь». Это терзающая душу камерная драма о пожилой паре, сталкивающейся с кризисом, когда одного из них разбивает инсульт. Эта получившая «Золотую пальмовую ветвь» на минувшем Каннском кинофестивале картина номинирована как лучший иностранный фильм и как лучший фильм вообще. Замечательный дубль, к которому добавлена номинация Ханеке за лучшую режиссуру. Оскаровский успех картины может подтвердить опасения тех, кто считает, что Ханеке смягчился и подобрел. Брет Истон Эллис произнес свою знаменитую фразу о том, что «Любовь» выглядит как фильм «На золотом пруду», но режиссером там Гитлер. Возможно, голосующие умы киноакадемии просто подумали, что это и есть «На золотом пруду», но поставленный классным европейским режиссером. Тот факт, что актерскую номинацию отдали Эмманюэль Риве, а не ее напарнику Жану-Луи Трентиньяну, говорит о том, что это самый мучительный аспект фильма, нажимающий на нужные кнопки. Что ж, успех «Любви» стал противовесом звездно-полосатому наступлению в нынешнем номинационном сезоне. И очень хорошо, что этот выдающийся фильм нашел признание.
Гонка в номинации «Лучшая женская роль» стала довольно открытой. Эмманюэль Рива вполне может в ней победить, но я ставлю на победу поразительно зрелой и утонченной, несмотря на свой 21-летний возраст актрисы Дженнифер Лоуренс, сыгравшей главную роль в психологической комедийной драме «Мой парень – псих». А может, награду получит совсем юная Кувенжане Уоллис из «Зверей дикого Юга» Бена Зайтлина. Эта картина – сказочный зрительный образ стихийного бедствия типа «Катрины».
Что касается актрис второго плана, то я бы сказал, что награда практически в руках у Энн Хэтэуэй, которая уверенно и звонко сыграла нищую Фантин в «Отверженных».
А что до актера второго плана, то победителем может стать Кристоф Вальц, весело и щегольски сыгравший немецкого дантиста, превратившегося в охотника за богатством в «Джанго освобожденном». Но скорее всего, награду прикарманит Томми Ли Джонс, сыгравший в «Линкольне» Тадеуша Стивенса. Если перефразировать слова Дэниела Дэй-Льюиса в фильме Скорсезе «Банды Нью-Йорка», то можно сказать так: это будет вечер для американцев. А возможно, и сезон наград для американцев.