- Господин Манучарян, российская сторона недавно заявила, что намерена финансировать строительство АЭС в Турции и инвестировать 20 млрд. долларов, а в Армении Россия на эти же цели готова дать только половину 5 млрд. Как вы прокомментируете?
- Дело в философии. Мы, как и Россия, вступили в мировую коммерческую систему. Я имею в виду, что и для нас высшей ценностью стал торг и стремление получить свою долю. Но мы почему-то возмущаемся, когда другие пытаются оторвать свой кусок. Еще в начале 90-х, когда мы только вступали в эту систему, после операции «Кольцо» наша делегация отправилась в Россию. На съезде народных депутатов СССР делегаты задавались вопросом – как это могло быть, ведь наши народы жили десятилетиями вместе и прочее. Глава делегации говорит – вы что, не видите, мы вам предлагаем брак. И ответ звучит следующий: «Вы действительно нам предлагаете брак, но вы нам предлагаете брак по расчету, а мы хотим брак по любви». Так что, следует учитывать этот фундаментальный момент. Как бы Россия ни становилась частью мировой системы, она отдалась коммерции только своей коммерческой частью - политической элитой. Но русский характер требует любви, высоких отношений. Как только мы отдадимся коммерции, Россия сочтет нас чужими, и будет обращаться с нами, как с чужими. Так что, удивляться не нужно.
- Но что собирается Россия сорвать с Турции?
- После распада Османской империи Турция довольно долгое время занимала весьма комфортные геополитические позиции, и каждый хотел получить этот «подарок». Россия сочла, что наступил подходящий момент, чтобы получить геополитические дивиденды. В глобальном мире происходят большие войны, потому что мир погрязает в потрясениях, и каждый пытается избежать потрясений. Россия тоже.
- Не блокирует ли Россия тем самым строительство новой АЭС в Армении?
- У нас появился круг безответственных лиц, которые отдались клише западной информационной войны и стали употреблять слова «Россия», «Советский Союз» и «социализм» исключительно как проклятия. В мире не бывает зон проклятий, а наши, по наущению американцев, объявили их таковыми. Поэтому мы стали воспринимать все, что исходит из России, как негатив. Сейчас эти игры стали весьма опасными. Если раньше можно было без боязни даже ударить Россию, сейчас это опасно. Планету сотрясает, и эти потрясения могут быть военными. Наш регион находится в эпицентре, и главным фактором нашей безопасности является многуровневый союз с Россией. Иначе Россия обойдется с нами, как с чужими.
- Насколько выгодно Армении членство в Евразийском союзе? Еврочиновники предупреждают, что интеграция в Таможенный союз закроет путь для вступления в Зону свободной торговли с ЕС.
- Все союзы в мире, за исключением Евразийского, коммерческие по сути. Евросоюз – это хищнический блок. Он создан для того, чтобы создавать лучшие условия для европейских стран и отстаивать их интересы в мире. Вы же не верите, что они установили в Ливии демократию? Они разрушили страну из-за своих экономических интересов, им нужно было просто повернуть потоки ливийской нефти в другом направлении. После совершения высшего преступления они заявили, что получают Нобелевскую премию мира. НАТО, ОБСЕ еще хуже. Все союзы, в которые мы вступили и хотим вступить – коммерческие по сути, и мы, будучи малой страной, всегда будем страдать. Евразийский союз – это чистый лист. Правда, есть одно «но» - предлагает Россия, которая также вступила в эту пошлую систему, но она чужда ей. В отличие от других постсоветских стран, народам России и Беларуси чужда коммерческая философия. Они ищут нечто иное. Этот союз предложен властью, чтобы создать в этом торгашеском мире нечто свое. Но там есть люди, которые мыслят по-иному и слышат другие мессиджи. Нам надо направлять эти мессиджи. Такие мессиджи уже распространены в Америке, Европе, но только в отдельных кругах, которые ищут выхода. Теперь нам надо вместе с такими людьми с Запада, из России начать моделировать иной мир, иную политику, предложить ее для Евразийского союза. Пусть в нем будут экономические, геополитические, военные элементы, но главным должен быть цивилизационный момент. Это шанс, но мы изначально его отвергаем. Это большая ошибка, преступление.
- Но как малые страны могут воздействовать на политику таких стран, как Россия?
- Никто не знает, откуда придет видение нового мира. 2000 лет назад видение появилось в одной из захудалых провинций Римской империи, которая звалась Палестиной. Так что, давайте искать.
- Есть мнение, что Россия просто пытается восстановить империю.
- Это тоже западное клише. Самой большой империей сейчас является американская. Это олигархи, «более справедливые выборы» и прочее. Мы продолжаем расхваливать этот мир, а Россия как попугай повторяет слова Запада, хотя эти слова звучат из ее уст как недоразумение. Но в России меньше зараженных. И нам нужно говорить с ними. Даже во власти заражен один из 100, а в нашей власти все заражены. Нужно говорить с теми, кто еще не заразился.