В аналитических статьях и политологических анализах начинает доминировать точка зрения, что во втором туре будут бороться Милош Земан (Miloš Zeman) как кандидат левых и Карл Шварценберг (Karel Schwarzenberg) как представитель правых. Решается, кого поддержит «Гражданско-демократическая партия» (Шварценберга), кого - социал-демократы и коммунисты (Земана), и вроде бы это и определит математику второго тура.
Читайте также: Чехам стыдно за премьера из-за Pussy Riot
Но это принципиальная ошибка. Эти президентские выборы - не чисто политические, если говорить о положении кандидатов на оси правые-левые, а ценностные и эстетические. Это было очевидно уже в первом туре. Городские левые либералы голосовали за консервативного аристократа с долей влияния в нынешнем, не слишком хорошо функционирующем правительстве правых взглядов. Те, кто называет себя консерваторами, зачастую отдавали свои голоса Милошу Земану.
Почему? Чешское общество разделено не только по оси правые-левые, но и по оси Клаус-Гавел. То есть: ксенофобия против открытости, Москва против Брюсселя, Audi против самоката, традиционная свинина с капустой и кнедликами против салата. И в президентских выборах это ценностно-эстетическое разделение логически играет большую роль, чем в выборах в парламент.
Для избирателей Карла Шварценберга принципиально то, что он -символическое продолжение линии Гавела, их в меньшей степени интересует его нынешняя роль в практической политике. Они готовы закрыть глаза на потакание князю Калоусеку (Kalousek), провалы партии TOP 09 и подобные вещи. Земана, наоборот, открыто поддерживает Клаус, но подковерное объединение в глазах избирателей не такое сильное, времена договоренности оппозиции теряются в тумане коллективного забвения.
Также по теме: Чешская АЭС - честный и прозрачный тендер?
В кампании перед вторым туром выборов речь будет идти не просто о правых и левых, а об интерпретации личностей отдельных кандидатов. Земану будет важно, чтобы Шварценберга воспринимали прежде всего как представителя нынешней неолиберальной коалиции и чтобы он потерял свой гавловский пафос, благодаря которому он попал во второй тур. Шварценбергу будет важно, чтобы Земана изобразили в первую очередь как политика-предателя клаусовского типа, чтобы с него сняли маску левого «защитник слабых».
Кто в этой войне интерпретаций победит противника, к тому и присоединятся избиратели побежденных Иржи Диенстбиера (Jiří Dienstbier) и Яна Фишера (Jan Fischer). Несмотря на советы своих кандидатов.
Угадывать результат не имеет смысла. Тем не менее, ясно, что Земан должен быть агрессивнее. И если Шварценберг будет вести себя достаточно ловко, этого будет достаточно, чтобы обратить агрессивную энергию Земана против него самого.