Несмотря на то, что остается достаточно времени до полного вывода сил западной коалиции из Афганистана - последние военные части НАТО должны покинуть его территорию через два года, страны, имеющие отношение к связанным с Афганистаном процессам, должны приступить к подготовительным мерам.
Вероятно, эти вопросы станут одними из главных в обсуждениях во время встречи Обамы и Карзая. В то же время, после того, как силы НАТО будут выведены из Афганистана, необходимо будет обсудить задачи, стоящие перед тремя или 20 тысячами американских военнослужащих, которые останутся в Афганистане.
Читайте также: Погибшие в Афганистане
По расчетам Центрального командования США, на протяжении двух лет американской армии понадобится отправлять из Афганистана ежемесячно порядка 2 200 контейнеров и транспортных средств (ТС), чтобы полностью вывезти всю свою технику и оборудование, причем около 500 контейнеров и ТС будут переправлены по территории Центральной Азии. Из них 400 единиц планируется транспортировать по железной дороге через Узбекистан, Казахстан и Россию, а оставшиеся 100 - грузовым автотранспортом по территории Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана и Кавказа.
Для всестороннего обсуждения этих вопросов глава Центрального командования США генерал Джеймс Метис 28 марта - 2 апреля 2012 года посетил Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Кыргызстан, встретился с президентами этих стран для проведения обмена мнениями по этим и другим вопросам.
На представленных в октябре 2012 года картах и информационных слайдах расписаны условия, выработанные Центральным командованием в отношении своего обратного транзита. Так, ежемесячно должны быть отправлены 1200 единиц подвижного состава (ПС) и 1000 единиц контейнеров (К).
Распределение по транспортным сетям выглядит следующим образом:
Дубайский мультимодальный транзит - 200 единиц ПС / 200 единиц К;
Иорданский мультимодальный транзит - 50 единиц ПС / 50 единиц К;
Российский маршрут - 200 единиц ПС / 200 единиц К;
Маршрут ККТ (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) - 100 единиц К;
Пакистанский коридор GLOC - вывоз остального ПС и К.
Также по теме: Большая тройка может спасти Афганистан
Любопытно, что часть этих слайдов - это карта, на которой отражены все маршруты, по которым грузы могут вывозиться из Афганистана. «Российский маршрут» по железной дороге также проходит через Узбекистан и Казахстан, а грузовой маршрут ККТ, что интересно, ведет не через Россию, а предусматривает транспортировку по более длинному пути - в каспийский порт Актау, морем в Баку, а оттуда по территории Кавказа и Турции - в Европу.
Не менее интересно и то, что центры мультимодального транзита, которые США и НАТО организовали на территории Евразии, например в Баку, Ульяновске (РФ) и Констанце (Румыния), похоже, являются не слишком приоритетными, так как довольно большой объем грузов предполагается направлять не через них, а через Дубай и Иорданию. В эти ближневосточные страны будет направляться столько же грузов, сколько в Центральную Азию, и это несмотря на то, что грузам придется проделать часть пути по воздуху.
Как следует из слайдов, главный девиз Центрального командования США - своевременная, удобная, гибкая доставка без срывов поставок.