Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В каком смысле «первые нации» следует считать нациями? Нам пора с этим определиться

© Fotolia, TheSupe87Планета Земля
Планета Земля
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
365 лет назад влиятельные европейцы, собравшись в Мюнстере, изобрели нечто изменившее историю: нацию в современном смысле этого слова. Вестфальский мир создал набор институтов, который сделал мир другим: национальное самоопределение, исключительный суверенитет государств над оговоренной территорией, фиксированные границы и права гражданства для людей, живущих в пределах этих границ.

365 лет назад влиятельные европейцы, собравшись в Мюнстере, изобрели нечто изменившее историю: нацию в современном смысле этого слова.


Вестфальский мир создал набор институтов, который сделал мир другим: национальное самоопределение, исключительный суверенитет государств над оговоренной территорией, фиксированные границы и права гражданства для людей, живущих в пределах этих границ. Однако эти институты не принимали в расчет людей, которые жили на тех же самых территориях зачастую дольше европейцев, но не всегда воспринимали себя как часть вестфальских наций: туземные племена и кочевые народы.

Именно это упущение стало причиной некоторых из наиболее болезненных современных политических конфронтаций. Саамы, рома, синти, пэйви, бедуины, бушмены, ненцы, иннуиты и бесчисленные коренные племена Северной Америки с самого начала оказались в современном государстве в маргинальном, а зачастую и просто пагубном положении. Эти народы часто называют себя «нациями» – в Канаде с 1980-х годов термин «первые нации» по справедливости широко используется для описания коренных народов кроме иннуитов – но смысл этого понятия в данном случае так до сих пор и не был определен взаимоприемлемым образом.

Читайте также: Действие закона Мура в мире технологий

Эта проблема лежит в основе новой волны общественной активности, порожденной движением «Хватит бездействовать» («Idle No More»). Участников протестов объединяет общее стремление перестроить отношения между правительством Канады и канадскими коренными нациями. При всех разногласиях о том, что конкретно это может означать, все они почти единодушно считают, что нынешняя патерналистская система федерального управления ни к чему хорошему не приводит.

Чтобы эти отношения могли функционировать, необходимо определить, что такое на самом деле коренные нации и как они устроены. В этом году мы отмечаем 400-ю годовщину первой такой попытки: Договора двухрядного вампума 1613 года, который старше Вестфальского договора на полстолетия. Его пурпурная и белая полосы наглядно провозглашают, что нации ирокезов и европейское колониальное правительство должны быть равными, непересекающимися, независимыми и не вмешиваться в дела друг друга.

Глобус


Подобные договоры, в том числе Королевская декларация 1763 года, свидетельствовали о том, что коренные племена обладали некоторыми чертами современных государств: контролем над оговоренной территорией и над ее ресурсами, фактическим гражданством, самоуправлением. Последние 40 лет канадские суды, рассматривая неурегулированные земельные претензии, признают эти договоры юридически обязывающими. В 1982 году они также стали частью Конституции.

Таким образом, не вызывает вопросов, есть ли у коренных народов право на национальное определение. Остается вопрос о том, какого рода нациями они могут быть. Полноценными государствами в смысле, предусмотренном Вестфальским миром? Этнотерриториальными нациями вроде британских Шотландии и Уэльса или канадского Квебека? Или еще какой-то формой наций - менее конкретной и основанной на традициях?

Также по теме: Новый подъем старых империй

Одна из проблем заключается в том, что допуская независимость, эти договоры практически гарантируют зависимость, так как они обязывают канадское правительство обеспечивать компенсации и услуги. В новом протестном движении радует в частности то, что оно направлено, в том числе, против родовых советов и их связей с Оттавой, выдвигая  независимость на передний план.

Однако здесь возникает другая проблема. Государственность коренных наций, какую бы форму она ни принимала, скорее всего, означает образование так называемого государства-рантье, уровень независимости которого зависит от способности получать ресурсную и земельную ренту, а также субсидии извне. Поэтому экологов, присоединившихся к движению в надежде, что суверенные коренные народы будут лучше охранять окружающую среду, чем Оттава, может ждать разочарование – очень вероятно, что наиболее независимые и успешные из новых образований будут похожи на прочие постколониальные страны с природными ресурсами. Скажем, гренландские иннуиты пришли к выводу о том, что лучший способ обеспечить себе независимость от Дании – это добыча нефти с агрессивным глубоководным бурением.

Однако, несмотря на все эти парадоксы, реальный путь к автономии существует – и мы знаем это уже не первое десятилетие. Он был сформулирован в 1983 году Специальным комитетом Палаты общин по самоуправлению аборигенов и в 1996 году Королевской комиссией по аборигенным нациям, установившими новый порядок управления, параллельно с провинциями и Оттавой. Это дает коренным народам возможность пользоваться самоуправлением на земле, которой они законно владеют и которую контролируют, и позволяет нациям-внутри-наций после четырех столетий неопределенности, наконец, определиться с тем, что же они такое.