Гавана – Кубинцы выстраивались в длинные очереди около туристических агентств и миграционных служб в Гаване в понедельник, когда ожидаемый многими новый закон вступил в силу, заканчивая эпоху столь ненавидимых выездных виз.
Новый закон положит конец как настоящим, так и символичным препятствиям для путешествий островитян, хотя и не ожидается, что он приведет к массовому исходу из страны. Большинство кубинцев теперь могут уехать, имея лишь действительный паспорт и национальную идентификационную карту - так же, как жители других стран.
Есть знаки того, что даже островитяне, занимающие важные должности или находящиеся в открытой оппозиции коммунистическому правительству, будут иметь возможность выехать, что является ключевым тестом масштаба правительственных реформ. По словам Йоани Санчес, известной кубинской активистки, блогера и диссидентки, ей сообщили, что теперь, после многократных запретов, ей позволят путешествовать.
Контроль за тем, кто может въезжать, теперь переходит в основном к принимающим правительствам, которым предстоит определять, кому дадут въездные визы. Кубинцам, как и гражданам других развивающихся стран, зачастую будет трудно получить визы в более богатые страны, такие, как США.
Некоторые европейские дипломаты в Гаване говорят, что их посольства получили огромное количество звонков от потенциальных путешественников, не осознающих, что им все равно понадобится виза – и это несмотря на кампанию по разъяснению новых правил в кубинских СМИ.
«У меня есть паспорт, идентификационная карта, все в порядке, – говорит Уильям Пинейра (William Pineira), который в понедельник пытался купить билет, чтобы посетить родственников. Однако билет ему приобрести не удалось, потому что у него не было въездной визы. – Я хотел поехать в Венесуэлу. Но выясняется, что нужно еще и разрешение от них!»
«Я запутался. Я думал, что нужно лишь заплатить за путешествие, если у вас есть паспорт», - сказал Пинейра.
Многие обозреватели хотели увидеть, как кубинское правительство внедрит новый закон, чтобы оценить его эффект. В новом законе имеется фраза о том, что правительство может отказать в выезде в случаях вопросов «национальной безопасности», и одним из ключевых тестов для него будет то, разрешат ли власти покинуть страну военным, ученым или спортсменам.
Врачам на встречах, которые прошли по всей стране на прошлой неделе, сообщили, что большинство из них смогут выехать из страны. Это оказалось удивительным известием, учитывая давние опасения Кубы по поводу «утечки мозгов» - специалистов с медицинским образованием.
Одной из первых в очереди в миграционном офисе утром в понедельник была диссидент Йоани Санчес, которая говорит, что ей отказали в выездной визе 20 раз за последние годы.
Санчес сказала, что ее заявление на новый паспорт было принято без проблем. Ей сообщили, что процедура займет 15 дней, и она сможет выехать за границу, как только паспорт будет готов.
«У меня есть надежда, однако по-настоящему я в это поверю, когда сяду в самолет», - сказала она.
Международный аэропорт Гаваны полон американцев кубинского происхождения, возвращающихся домой после праздничных дней, проведенных на острове с семьей. Они положительно отозвались о нововведении, однако отметили, что такие препятствия, как стоимость и трудность получения въездной визы, все еще остаются.
«Я хотела бы выехать и быть со своей семьей, - сказала Мария Еухения Хименес (Maria Eugenia Jimenez), провожавшая сестру, которая живет в Майами. – Мне (США) отказали в визе, потому что я – потенциальный иммигрант…Теперь проблема - не в Кубе, а в других странах».
У США есть лимит на количество выданных миграционных виз кубинцам – это 20 тысяч в год, а заявки на туристические визы будут рассматривать в индивидуальном порядке.
Представители консульства Секции интересов США – дипломатической миссии этой страны в Гаване – признают, что существуют огромные задержки.
В октябре представительство США расширило свои возможности по рассмотрению неиммиграционных виз более чем в два раза, и время ожидания собеседования сократилось с почти пяти лет до менее одного года, сообщают американские дипломаты. Это решение было принято независимо от нового кубинского закона о выездных визах.