То была совсем иная эпоха с другим американским лидерством на территории Европы. Опираясь на дипломатов и доллары, США сформировали смелый политический проект, который был призван положить конец войне и послужить началом периода процветания. Угроза советских танков отчетливо ощущалась по ту сторону «железного занавеса», и у нас полагали, что благополучие Европы может затормозить экспансию коммунизма, стать противовесом для советской мощи Востока.
Проект принес свои плоды, однако, хотя его результаты оказались прежде всего экономическими, его основы были самыми что ни есть политическими. Проект зародился в результате консенсуса большинства заинтересованных сторон: нужно было покончить с войнами в Европе и не допустить повторения ужасов Второй мировой войны. Он стал отражением идеализма с примесью логики холодной войны... и крупнейшей победой американской дипломатии в ХХ веке.
Сегодня европейский проект находится под угрозой, ситуация требует возвращения американского лидерства. Необходимыми для выхода из кризиса средствами располагает только сама Европа, однако президенту Обаме во время второго мандата нужно прийти ей на помощь и защитить ее от нее самой.
Читайте также: Знакомая нам Греция ушла безвозвратно
Прежде всего, необходимо спасти Грецию. Моя страна согласилась следовать доминирующей в Европе доктрине жесточайшей экономии, однако, как считают на мировых рынках облигаций, сокращения в греческом бюджете неизменно оказываются недостаточными.
Что может сделать Обама
Греция является здесь жертвой кризиса доверия: неопределенность вокруг нашего сохранения в еврозоне парализовала нашу экономику. Она сводит на нет любые перспективы коммерческой деятельности вплоть до разрешения проблемы, что по сути делает это решение невозможным. Европе нужно четко сказать: «Кризис заканчивается, здесь и сейчас. Греция входит в еврозону, и точка».
Тем не менее, для того, чтобы люди поверили в это заявление, оно должно получить поддержку самой большой и динамичной экономики в мире. Именно здесь должен вмешаться Обама. Президент США может внести вклад в выход из кризиса с помощью умелой экономической дипломатии, хотя этим самым умением его администрация до настоящего времени не отличалась.
Значительная часть самых громких достижений американской дипломатии в Европе приходится на интеграционные проекты: от создания Европейского Союза до объединения Германии. Если Обама и его дипломаты хотят продолжить эти традиции, им нужно открыто продемонстрировать веру в более равноправную Европу.
Также по теме: Греческая миссия Меркель стоит дорого
Позиция Германии
В первую очередь Обаме нужно напомнить Германии, какую поддержку оказали ей США, причем не только во время холодной войны, но и в десятилетие, которое последовало за падением берлинской стены и распадом Советского Союза. Ему необходимо убедить немецкого канцлера Ангелу Меркель использовать все средства для того, чтобы обеспечить работу Европы и вновь предоставить ей помощь американского народа.
Команда Обамы во главе с руководителем Федеральной резервной системы призвала европейцев принять решительные меры: финансирование инфраструктурных проектов, коллективизация долга, стимулирование пошедшего на спад экономического роста. Европейские лидеры отвергли эти предложения, посчитав американцев двуличными: сначала они принесли свой финансовый кризис в Европу, а потом объясняют европейцам, как выйти из него... но при этом никак не предлагают им поддержать их своими ресурсами (а они еще очень значительны).
Нам нужна не помощь, а инвестиции
Мы не просим никакой финансовой помощи. Даже больше, чем окончание парализующей нашу экономику неопределенности, нам нужны инвесторы, которые были бы готовы сделать ставку на развитие Греции с ее поистине огромным потенциалом.
И Греция в этом смысле отнюдь не одинока. На территории от Южной Европы до Северной Африки развернулся средиземноморский бассейн, ключевой регион для международной безопасности США, который сейчас переживает период преобразований.
Читайте также: Почему Греция должна выйти из еврозоны
Обама мог бы направить туда крупные коммерческие делегации и подать таким образом мощный сигнал насчет инвестиционного потенциала нашего региона.
Кроме того, американский лидер может поставить перед собой и более масштабные планы. Один из его предшественников, Дуайт Эйзенхауэр произнес знаменитую фразу: «Если вы не можете решить задачу, расширьте ее».
Это нам и следует сделать: Обаме нужно использовать все свое влияние и запустить широкую энергетическую, дипломатическую и мирную инициативу, которая бы объединила Ближний Восток, Средиземное море и Европу на основе энергетического сотрудничества.
«Зеленый» план Маршалла
Эта инициатива могла бы включать в себя традиционные (существующие или недавно открытые) ресурсы и стимулы для расширения инвестиций в проекты в сфере чистой и возобновляемой энергии: она представляет собой один из самых обильных, но недостаточно активно используемых ресурсов Средиземного моря. Этот «зеленый план Маршалла» не только будет отличаться огромным экономическим размахом, но и позволит поддержать, а также продвинуть вперед демократию. Долгосрочная перспектива — вот, что нам нужно в первую очередь.
Наконец, визит американского лидера в Грецию, история которой тесно связана с историей США, помог бы оживить страну и стал бы символом веры в потенциал ее народа, подлинного доверия. Кроме того, Обама тем самым показал бы Греции и Европе, что верит в их способность самостоятельно справиться с кризисом евро.
Обама любит говорить о ходе истории. Он хочет, чтобы о нем вспоминали, как о президенте, который смог заявить о себе. Но разве есть лучшая возможность оставить след в истории, чем стать наследником демократов, которые положили начало проекту единой Европы, Франклина Рузвельта, Трумана и Кеннеди?
Георгиос Папандреу, премьер-министра Греции с 2009 по 2011 год.