Несмотря на все разговоры о российской «стагнации», возвращающей страну к старым недобрым дням брежневского Советского Союза, экономика России после окончания финансового кризиса показала себя совсем неплохо. Не идеально, но и не ужасно. Годовой рост с тех пор, как кризис завершился, составлял около 4%. Во времена докризисной «экономики пузыря» это определенно было бы ниже среднего, однако сейчас темпы роста практически во всех остальных странах Восточной Европы заметно меньше. Тем не менее, Россию по-прежнему бичуют за ее «этатистский, сверхцентрализованный и поразительно коррупционный подход к экономическому развитию», а также за ее экономический ландшафт, «состояние которого серьезно ухудшается и приближается к уровню третьего мира».
Но если Россия – это сплошной дисфункциональный, коррумпированный этатистский кошмар, и если проблема заключается в ее авторитарном и не отвечающем перед обществом правительстве, тогда следовало бы ожидать, что у других посткоммунистических стран, добившихся большего в области демократизации, либерализации и законности, дела должны обстоять лучше. Казалось бы, вполне логичное ожидание, нет так ли? Если причина слабости российской экономики – это, скажем, абсолютно политизированные и неэффективные суды, то страна, суды в которой не настолько политизированы и неэффективны, должна показывать лучшие результаты. Однако одна из самых интересных черт Великой рецессии (или как там ее теперь принято называть?) – это как раз отвратительное состояние дел в восточноевропейских членах Евросоюза. Некоторые страны, - например, Чехия и Венгрия – совсем прекратили «конвергенцию» с развитыми соседями и до сих пор не вернулись к своему докризисному экономическому пику. Bloomberg пишет:
Читайте также: Почему до краха российской экономики далеко
«Новой нормой для развивающейся Европы явно становится намного более медленный экономический рост. Это стало следствием замедлившегося роста на ключевых западноевропейских рынках, слабости банков, уменьшения иностранных инвестиций, бюджетной консолидации и попыток провести необходимые структурные реформы.
Принимаемые европейскими правительствами меры по экономии заставляют дополнительно усомниться в перспективах роста на востоке, так как рост налогов и сокращение расходов подрывают покупательную способность в Западной Европе. По оценке Европейской комиссии, экономики Чехии, Венгрии и Словении в прошлом году, вероятно, сократились».
Странно, если подумать: новые члены ЕС не только провели всеобъемлющие правовые и политические реформы в ходе процесса вступления, но и находятся физически близко к развитым западным рынкам. Такие условия – хорошие институты плюс легкий доступ к крупным рынкам - должны были бы облегчить догоняющее развитие даже во в целом неудачных экономических обстоятельствах. И перед кризисом экономика восточноевропейских стран, действительно росла очень быстро. Но вот то, что произошло после кризиса, удивляет и тревожит. Сравним, например, ВВП Чехии, Венгрии и России с 2000 года. Для 2013 года можно взять оценки, максимально благоприятные для чехов и венгров (1% роста) и жесткие для русских (2,5%).
Также по теме: Выборы в Чехии или Идеал президента
Как можно увидеть, до того, как пузырь лопнул, экономики Чехии и Венгрии отличались завидными темпами роста, однако сейчас они уже давно буксуют. Особенно ужасны, просто чудовищны показатели Венгрии. Такими темпами она, возможно, никогда не сумеет вернуться на прежний экономический уровень (в 2013 году рост может составить лишь 0,5%). Не будем говорить о пугающих политических тенденциях в стране и о ее заигрывании с авторитаризмом. У чехов ситуация несколько лучше. В 2012 году они лишь немного отставали от докризисного пика. Вполне возможно, что в 2013 году их ждет некоторый рост, хотя многие предсказывают еще один год стагнации. Следует также заметить, что показатели ВВП в 2012 году могут быть еще ниже, чем ожидалось, так как в других кварталах результаты неоднократно оказывались хуже прогнозов.
Я не собираюсь ставить Россию в пример всем прочим странам. Более того, я уверен, что при российском уровне коррупции и бюрократии дела в Венгрии и Чехии обстояли бы еще хуже. Я только хочу сказать, что, когда пройдена определенная точка, достичь устойчивого экономического роста становится действительно трудно. Венгрия и Чехия - полноправные члены Европейского Союза и они уже успешно провели намного более широкие правовые и политические реформы, чем те, на которые Россия могла бы надеяться при любом представимом сценарии. Однако эти эффективные институты не решили как по волшебству проблемы, связанные с управлением экономикой, и рост ВВП Чехии и Венгрии уже давно остается мизерным. Я уже говорил и снова готов повторить: демократия важна, потому что у граждан есть право определять, кто и как будет ими управлять. Точка. Однако демократия – ни в коем случае не может служить лекарством от многих из бед современной России. Даже если благодаря какой-нибудь цветной революции Россия в ближайшее время станет полностью демократической страной, у нее по-прежнему останутся серьезнейшие проблемы с чрезмерным регулированием, коррупцией и ненужной бюрократией. Вполне возможно, что демократизация не повлечет за собой заметного улучшения экономических показателей.
Читайте также: Украина и Венгрия проводят политику «путинизации»
Почему об этом стоит говорить? Потому что необходимо «задать планку», а многие представители российской оппозиции, судя по всему, безгранично верят в способность демократии решать проблемы. Раздутые ожидания, которые неминуемо оказываются обманутыми, крайне опасны. Россиянам не стоит думать, что демократизация автоматически сделает Россию динамичнее, современнее и богаче. Демократия – важная вещь, однако существует множество других факторов, которые влияют на экономические показатели страны, и не все из них напрямую связаны с политической системой. На крайне скверное состояние экономики Центральной Европы следует обращать больше внимания не только потому, что оно серьезно вредит населению региона, но и потому, что оно может многое сказать нам об экономических реформах в целом.