Легендарный велогонщик Лэнс Армстронг (Lance Armstrong), много лет отрицавший, что он использовал допинг, признался в употреблении «стимуляторов» во время своей спортивной карьеры. Как сообщил во вторник целый ряд СМИ, об этом он заявил в своем разрекламированном интервью с Опрой Уинфри (Oprah Winfrey), состоящем из двух частей, первая из которых должна выйти в эфир в четверг.
Подобные публичные признания стали в нашей культуре своего рода ритуалом для кающихся знаменитостей. Это переломная точка, необходимая, когда имидж в глазах общества выходит из-под контроля. После отрицаний и экивоков грешник признает свою вину, извиняется и обещает исправиться. Телевизионные рейтинги растут.
Тайгер Вудс (Tiger Woods) извинился за свое «безответственное и эгоистичное поведение». Президент Билл Клинтон «находился с г-жой Левински в неуместных отношениях, и это было неправильно». Джимми Суоггарт (Jimmy Swaggart) рыдал: «Я согрешил против Тебя, Господи».
Это только самые известные примеры. Можно сказать, что мы превратились в страну публичных исповедей — откровенные мемуары, твиты, записи в Facebook, видео на YouTube. В наши дни люди, похоже, исповедуются всюду – кроме, собственно, исповедален.
«Путь исповеди от личного акта к общественному ритуалу начался с Четвертого Латеранского собора 1215 года [который окончательно закрепил за ней положение одного из католических таинств] и закончился Опрой Уинфри», - пишет Сьюзен Уайс Бауэр (Susan Wise Bauer) в своей книге «Искусство публичного самоуничижения» («The Art of the Public Grovel»).
Проследив корни исповеди от священного таинства до современного пиар-трюка, Бауэр пишет, что в христианских церквях, возникших после Реформации, неофит зачастую должен был публично каяться в своих грехах. Это резко контрастировало с частной исповедью священнику, принятой у католиков. «Приход в церковь подразумевал публичное признание своих грехов, которое свидетельствовало о реальности обращения», - утверждает она.
По мнению ученых, именно этот реликт религиозной истории Америки лежит в основе нашего современного интереса к публичным исповедям вроде признаний Армстронга.
«Обаяние публичной исповеди частично связано с глубинным протестантским наследием, которым объясняется многое в жизни американцев, - считает профессор религиоведения из Колледжа Уиттьера Джозеф Прайс (Joseph L. Price), автор книг о спорте и религии. – Настоящая исповедь – это не только признание своей неправоты, это шаг к новому началу. А вторые шансы — протестантский опыт обращения и положительные перемены в жизни, начинающиеся с публичных признаний — это то, что крайне важно для американцев».
Наша культура ценит подобные признания, полагает преподобный Джеймс Мартин (James Martin), священник-иезуит, «так как в большой степени она основана на христианской морали, которая ценит исповедь и прощение. Кроме того, я уверен, что в глубине души люди понимают, что все мы грешны и все в какой-то мере заслуживают милосердия».
Сам Армстронг не религиозен. В своей автобиографии он пишет: «В ходе взросления у меня выработалось определенное недоверие к организованной религии, но я чувствовал, что могу оставаться духовной личностью и сохранять некоторые твердые убеждения».
Что это за убеждения? Армстронг, писавший, что перед операцией на мозге (его рак яичка распространился на мозг и легкие) он провел ночь за интенсивной переоценкой ценностей, сформулировал свою веру так:
«Проще говоря, я верил, что должен быть хорошим человеком – честным, справедливым, работящим и благородным. Я полагал, что если я буду таким – этого будет достаточно. В конечном счете, если там действительно есть какая-то сущность или инстанция, которая будет меня судить, я надеялся, что судить меня будут потому, жил ли я по-настоящему».
Теперь поведение Армстронга будут соотносить с его собственными словами.
«Историю Лэнса можно рассматривать в библейском духе», - считает Уильям Дин (William Dean), профессор теологии из Теологической школы имени Илиффа (Iliff School of Theology).
«[Армстронг] самостоятельно всего добился, в одиночку справился с раком, создал собственный благотворительный фонд. Мы аплодировали ему, когда он наворачивал идеальные круги по летним дорогам. Мы верили, что он делает это честно и не использует несправедливых преимуществ. Теперь он должен смириться и искать новой жизни — с помощью Опры, женщины, которая сама была парией, но в отличие от него абсолютно без вины».
После интервью с Уинфри общество, вероятно, будет интересовать, насколько искренним было раскаяние Армстронга. И хотя его публичные признания, видимо, на этом закончатся, ему грозит ряд исков – а значит его испытания, возможно, только начинаются.