Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Исполняющий обязанности

Без Чавеса его режим, по всей видимости, устоит, но, разумеется, ему нужен другой пророк.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Николас Мадуро не является преемником Чавеса. В течение достаточно долгого времени вице-президент Венесуэлы будет лишь исполняющим обязанности президента, в то время как истинный преемник, даже если он испытывает глубочайшее уважение к своему предшественнику, будет совершенно другой фигурой, которая должна сама заявить о себе.

Николас Мадуро не является преемником Чавеса. В течение достаточно долгого времени вице-президент Венесуэлы будет лишь исполняющим обязанности президента, в то время как истинный преемник, даже если он испытывает глубочайшее уважение к своему предшественнику, будет совершенно другой фигурой, которая должна сама заявить о себе. Превращение же исполняющего обязанности в преемника не просматривается даже в отдаленной перспективе.

Восхождение заместителя осуществлялось постепенно: деятель профсоюзного движения, депутат, а впоследствии спикер Национального собрания, министр иностранных дел и, наконец, назначение на пост вице-президента, когда боливарианский лидер тяжело заболел.
 
Он верный сторожевой пес, преданно поддерживающий культ больного президента. С его помощью окружение Чавеса пытается создать некое подобие дуумвирата: Аллах и его пророк Мохаммед.

Однако, как пишет его биограф Альберто Баррера (Alberto Barrera), фигуру лидера пытаются превратить в некое подобие товара, превратить ее в «официальный фетиш XXI века». Колумбийский президент Альваро Урибе тоже думал, что назначает своим заместителем Хуана Мануэля Сантоса (Juan Manuel Santos), но по прошествии времени он понял, что нынешний глава государства является самостоятельной политической фигурой, намеренной проводить собственную политику.

Ни Мадуро, ни его предполагаемый соперник – председатель Национального собрания Диосдадо Кабельо (Diosdado Cabello) - не выполняют главную заповедь популистского лидера (а Чавесу тут просто нет равных), сформулированную мексиканским писателем Энрике Краузе (Enrique Krauze): «Управляй с помощью слова, главного носителя харизмы».

Это вовсе не означает, что Чавес хорошо говорит. «Просто он мог овладеть словом до такой степени, продолжает автор, что начинал играть роль «народного информационного агентства». И дело вовсе даже не в том, что Мадуро и Кабельо говорят лучше или хуже Чавеса, не это главное. Проблема заключается в том, что им попросту нечего сказать помимо уже устоявшихся догм идеологии Чавеса. И то, что вместо преемника мы имеем исполняющего обязанности, влечет за собой определенные последствия для блока боливарианских стран и всей Латинской Америки.

Братья Кастро, все еще делающие ставку на Мадуро ввиду вероятности того, что Чавес может не вернуться в президентский дворец Мирафлорес, прекрасно знают, что ничто уже не вернется на круги своя. Понятно, что в экономической области немедленных изменений ждать не приходится, однако в долгосрочной перспективе нет никакой уверенности в том, что новый боливарианский лидер с той же щедростью будет оказывать помощь Южной Америке и странам Карибского бассейна, которая к 2010 году стоила Венесуэле 52 миллиарда долларов.

Будет ли, скажем, вице-президент выполнять обязательство профинансировать расширение нефтеперерабатывающего завода в Сьенфуэгосе, куда поступает та самая нефть, которую Венесуэла дарит кастровскому режиму? Особых сложностей следует ожидать в политической области. Окажется ли способным Мадуро заставить Гавану принять участие в саммите Америк 2015 года или, наоборот, бойкотировать его проведение? Как пишет исследователь кастризма Артуро Лопес Леви (Arturo López Levy), распад СССР был вызван не крупными потерями, а «надвигавшейся неуверенностью».

Президенту Никарагуа Даниеэлю Ортеге по-прежнему нужно получать ежегодно миллиард долларов на наполнение бюджета и «премиальные» значительному числу избирателей, чтобы продлить свое президентство. Несколько по-другому обстоят дела у Рафаэля Корреа в Эквадоре, в бюджет которого благодаря высоким ценам на нефть с 2007 года поступили 90 миллиардов долларов, что на 60% больше, чем в течение семи предыдущих лет «олигархического» правления, как его называет нынешний президент. Таким образом, Корреа вполне может не признать Мадуро новым боливарианским лидером и самому включиться в борьбу за преемство, хотя Кито не очень подходит для этой роли. Если говорить о президенте Боливии Эво Моралесе, чья страна обладает богатыми природными ресурсами, то он чем-то похож на Корреа, хотя он может лишиться определенной международной поддержки, поскольку когда все взгляды были устремлены на Чавеса, ему проще было проводить курс на возвращение к индейским истокам. С Мадуро ему будет это делать сложнее. И, наконец, Колумбия, которая, хотя и не входит в клуб боливарианских стран, может почувствовать определенное беспокойство в связи с тем, что повстанческая группировка, именующая себя «Революционные вооруженные силы Колумбии» (FARC), не будет испытывать особого трепета перед исполняющим обязанности, что повредит мирному процессу.

Чавес всегда относился к своему заму, как к подростку. По-отечески журил его. Так что преемник из него вряд ли получится. Без Чавеса его режим, по всей видимости, устоит, но, разумеется, ему нужен другой пророк.

Комментарии читателей

Victor Mur
Пророк был всегда. Это венесуэльская нефть. Всякая революция держится на деньгах, если денег нет, то ничего не работает. Ни демократия, ни диктатура, ни монархия, ни республиканцы, ни демократы. Революция продолжится и без Чавеса. Все дело в том, что оппозиция больше никогда не подберется к государственной казне Венесуэлы.