Армения, Грузия, Украина и Молдавия ведут переговоры с Брюсселем по поводу Договора о глубокой и всеобъемлющей свободной торговле. Как известно, ожидается, что в случае подписания документа продукция, произведенная в этих странах, сможет беспрепятственно и на выгодных условиях выйти на платежеспособные европейские рынки. Предложения договора ЕС могут способствовать осуществлению новых инвестиций в постсоветских странах, тогда как по выдвинутой президентом РФ идее Таможенного союза четкая перспектива не вырисовывается.
Девятого января посол Украины в Евросоюзе Константин Елисеев в статье, опубликованной в местной прессе, представил точку зрения официального Киева: инициированный Владимиром Путиным Таможенный союз невозможно совместить с зоной свободной торговли, предложенной Евросоюзом.
Дипломат заметил, что республики бывшего Советского Союза, в том числе Армения и Украина, могут одновременно являться и членами Зоны свободной торговли ЕС, и аналогичной структуры, созданной на территории СНГ, однако не могут быть членами Таможенного союза, вокруг которого объединились Россия, Беларусь и Казахстан. «Договор с ЕС о зоне свободной торговли требует, чтобы украинские компании постепенно повышали качество и эффективность производимой ими продукции, тогда как торговля с СНГ может быть требованием экономических реалий, однако не стимулирует изменений. Торговля с Евросоюзом – это вклад в будущее», – написал посол Украины в ЕС. Кстати, саммит Украина-ЕС состоится 25 февраля в Брюсселе. Сроки проведения саммита были согласованы после активизации переговоров относительно возможного сотрудничества между Украиной и Таможенным союзом.
Напомним, что во время эксклюзивного интервью, данного две недели назад радиостанции «Свобода», Майя Кочиянчич – пресс-секретарь Верховного представителя ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон, постаралась избежать прямого подтверждения заявления посла ЕС в РА Траяна Христеа, что Армения должна сделать выбор между ЕС и ЕврАзЭс. «Сейчас мы ведем переговоры об Ассоциативном соглашении и Договоре о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли. Армения свобода и суверенна в вопросе вхождения в любое соглашение, в том числе и в плане вхождения в соглашение с третьими странами», – сказала Кочиянчич. Пресс-секретарь добавила, что членство Армении в договоре о свободной торговле с третьими странами не противоречит переговорам с ЕС о глубокой и всеобъемлющей свободной торговле.
Однако проблема, по ее словам, больше всего касается таможенных союзов: «Если Армения решит присоединиться к какому-либо таможенному союзу, то это будет несовместимо с заключаемым между Арменией и ЕС двухсторонним Договором о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли. Дело в том, что Таможенный союз имеет общую внешнюю торговую политику и отдельные страны, которые являются членами этого Таможенного союза, больше не суверенны в сфере своей внешнеторговой политики».
Таким образом, из сказанного можно сделать вывод, что вхождение в Таможенный союз с РФ и другими странами СНГ противоречит договоренностям Армении, достигнутым в рамках переговоров с ЕС, противоречит договорам с ЕС относительно зоны свободной торговли, ввиду чего ЕС и предупреждает Армению.
Заметим, что аккредитованные в Армении дипломаты также высказались по этому поводу довольно четко и однозначно. Евросоюз или Евразийский союз? Армения сама должна решить, где находятся ее интересы, заявил недавно в Ереване вице-посол делегации ЕС в Армении Онно Симонс, добавив: «Я думаю, что у Армении пока есть время подумать, где для нее самые выгодные интересы. Я уверен, что Армения захочет иметь определенные отношения с Евразийским союзом, но я также думаю, что ваше правительство более склонно подойти к ЕС настолько близко, насколько позволит ЕС. Именно такую формулировку дал ваш президент».
Посол Польши в Армении Здислав Рачиньски в интервью, данном в ноябре агентству «Регнум», говоря о многовекторной политике Армении, – сотрудничестве с ОДКБ, НАТО, СНГ, отношениях с ЕС, отметил: «Вы сами ответьте – хотите ли иметь дело с моей страной, или с какой-то среднеазиатской страной? С одной стороны, я понимаю интеграцию в ЕС. И если я правильно понимаю слова президента и премьер-министра Армении, то это и есть внешнеполитический курс, взятый страной. А что мы имеем с другой стороны – Евразийский союз. Есть такая организация? Что такое Евразийский союз? Когда будет такая организация, тогда и поговорим, между чем и чем надо делать выбор. Взгляните, у вас есть дом, семья, соседи, муж, любовник или друг, и вы знаете всех. И есть что-то в будущем. Между чем делать выбор? Выбор должен быть реальным. А Евразийский союз даже не существует».
А еще раньше, в конце мая, бывший посол Германии в Армении Ханс Йохан Шмидт в интервью агентству «Регнум» заметил, что власти Армении с одной стороны заинтересованы в интенсификации отношений с СНГ, принимая за основу договор со странами СНГ о свободной торговле, с другой стороны, в углублении торгово-экономических и политических отношений со странами ЕС – с принятием Ассоциативного договора. «Это взаимоисключающе и невозможно, с одной стороны, например, присоединение к Договору о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли, с другой стороны – одновременное вхождение в Евразийский союз или присоединение к Таможенному союзу», – подчеркнул он.
В беседе с «Аравот» заместитель директора Института Кавказа Сергей Минасян, коснувшись нашего замечания, возможны ли в ближайшее время конкретные заявления со стороны властей Армении относительно перспективы членства в Евразийском и Таможенном союзах, заметил, что власти Армении пытаются уклониться от четкого ответа и, может быть, рассчитывая, что главная проблема, связанная с Евразийским и Таможенным союзами, пока что упирается в Украину и Казахстан. «Может быть, ждут, что этот процесс провалится по вине Киева или Астаны, и в этом случае Армения не будет вынуждена выступать с принципиальными заявлениями. Следовательно, это никоим образом не отразится на имеющем для Армении важное значение, например, военно-политическом элементе с Россией – в плане отношений с ОДКБ», – отметил наш собеседник. С. Минасян обратил внимание на тот факт, что за последние полгода обсуждений на встречах Сержа Саргсяна с Владимиром Путиным, все заявления, которые были сделаны после известной августовской встречи 2012 г., более чем мягкие. «Власти Армении этот процесс рассматривают не как имеющий реальную экономическую выгоду, а в случае с Арменией мы больше всего имеем дело с неким мессиджем о лояльности к Москве, то есть Армения как будто бы готовится к этому сотрудничеству, но не более того. Я думаю, что Армения продолжит в ближайший период эту стратегию, взвалив «самое тяжкое бремя» на Украину и Казахстан», – заметил заместитель директора Института Кавказа.
Мы поинтересовались, то есть, накануне предстоящих президентских выборов в Армении (18 февраля), Москва в вопросе сроков не будет торопить Сержа Саргсяна быстро сориентироваться?
«Конечно, есть одно обстоятельство. Думаю, что если Владимир Путин посетит Армению до президентских выборов, то в этом случае, возможно, что власти Армении попытаются выступить с каким-то заявлением, которое со стороны Москвы будет расценено как сигнал о лояльности в рамках сотрудничества с Евразийским союзом, что во временном смысле предоставит Армении возможность подождать и посмотреть, как будут развиваться события. Я не уверен, что в России готовы взвалить весь экономический груз на свои плечи. В экономическом смысле членство Армении в этой структуре будет реальным только при условии довольно большой – «миллиардной» государственной поддержки со стороны РФ. Но в данный момент для России важно, чтобы Армения хотя бы даже формально показала, что она не избегает участия в интеграционных процессах с РФ. Однако думаю, что Москва понимает, что в случае с Арменией это может быть реальным в случае крупных инвестиций. А пока что в случае с Украиной и Казахстаном вопрос нуждается во внесении четкости, а это, во всяком случае, требует работы на несколько лет», – подвел итог Сергей Минасян.