Сейчас, когда энергетическая безопасность многих стран как никогда кажется чем-то недостижимым, добыча сланцевого газа ведет к выгодному для некоторых игроков изменению расклада, что, однако, не отменяет таящейся за всем этим опасности.
Последствия сланцевой революции разнообразны и затрагивают не только экономику, но и геополитику и экологию. В первую очередь, это касается США и Китая, которые вышли в лидеры этой тенденции.
Поведение стран, которые обладают значительными ресурсами этого газа, объясняется не только вопросом энергетической независимости.
Между позициями Польши (здесь существует прочный консенсус в пользу добычи сланцевого газа для сокращения зависимости от России) и Франции (у нее имеются серьезные сомнения в целесообразности проекта из-за экологических проблем) находится широкий спектр взглядов, который сулит бурные споры в Европейском Союзе.
Экономические соображения также играют немалую роль, если учесть, что в США газ на 50-70% дешевле, чем в Европе, благодаря разработке гигантских американских месторождений.
Читайте также: Газовая война - Россия пытается оспорить первенство США в Азии
Красители, растворители, пластик
Конкурентное преимущество американской промышленности заключается в том, что в настоящий момент технический прогресс позволяет использовать газ не только как источник энергии, но и в качестве сырья.
Красители, растворители, пластик и прочие материалы все чаще производятся на основе газа, а не только нефти. Что касается пластика, его производство несколько лет назад вновь вернуло в США некоторые предприятия, которые раньше предпочитали работать в Китае. Так, например, обстоят дела с выпуском игрушек.
Американские недра меняют баланс в мировой геополитике. Сланцевый газ позволил США уменьшить энергетическую зависимость и поставил под сомнение один из приоритетов американской стратегии: стабильность поставок нефти из ближневосточных государств-экспортеров.
Эта стабильность подразумевала обеспечение безопасности морских путей, а также роль полицейского в отношениях этих самых государств.
Нынешние экономические условия переносят внимание с внешнего интервенционизма в сторону внутренней ситуации, в связи с чем США, по всей видимости, как уже бывало в прошлом, вступают в фазу изоляционизма. Эта тенденция всегда носила в Америке цикличный характер.
Также по теме: США переключаются с Ближнего Востока на Азию
Разумеется, потребности США в нефти просто огромны. В то же время по темпам роста добычи нефти и газа они опережают всех в мире.
Раз Канада и Мексика не желают отставать, некоторые специалисты утверждают, что Северная Америка может достичь полной энергетической самодостаточности уже через несколько лет. То есть угроза того, что США откажется от своей дорогостоящей роли стабилизатора на Ближнем Востоке, вполне реальна.
Хотя слово «угроза» и может показаться неуместным, его употребление в данном случае вполне оправдано. Вообще, это угроза касается и всего мира, который уже много лет получает нефть из Персидского залива благодаря тому, что США обезопасили регион. Больше всего эта установленная Америкой безопасность выгодна Китаю.
Экспорт в Азию
Энергетическая зависимость Азии растет день ото дня и в последнее время большая часть нефти из Персидского залива идет именно туда. Такая ситуация пока еще всем в новинку, однако Китаю в ближайшем будущем, вполне возможно, придется взять на себя всю полноту ответственности. В любом случае, в настоящий момент в распоряжении китайских военно-морских сил имеется лишь один авианосец, в связи с чем они не в состоянии обеспечить безопасность морских путей доставки нефти в Персидский залив.
Формирование флота, которому будет по силам новой бремя ответственности, без сомнения, всего лишь вопрос времени. Однако для обеспечения безопасности в таком регионе как Персидский залив нужен не только флот.
Читайте также: Газ made in USA - козырь во внешней политике Вашингтона
Таким образом, сланцевый газ (начало его добычи можно вполне обоснованно назвать революцией) может стать проблемой для Китая, несмотря на парадоксальность ситуации: сначала он рассматривался как новый источник энергоносителей, которым довольно богаты китайские недра.
Как бы то ни было, главная проблема для Китая коснется уже другой сферы.
Позиция для переговоров с Китаем
Хотя американское общественное мнение выступает за сокращение вмешательства в ближайшие годы, можно поспорить, что США сохранят свое присутствие и продолжат действовать на Ближнем Востоке.
Стратегия США будет в меньшей степени опираться на необходимость обезопасить поставки нефти, в связи с чем ее главной цель может стать восстановление переговорных позиций с Китаем.
Дальнейшее обеспечение безопасности в регионе не будет казаться столь уж дорогостоящим, если обмен на оказанные услуги Китай можно будет попросить пойти на уступки в (отношение к союзникам США в Юго-Восточной Азии, торговые переговоры, доступ к редкоземельным элементам…).
На первый взгляд, мир не слишком изменится в геополитическом плане после сланцевой революции, если США продолжат играть свою традиционную роль жандарма в Персидском заливе.
Тем не менее, на самом деле расклад сил в отношениях крупнейших мировых игроков ждут сильнейшие преобразования. И раз Европа не является крупным игроком в энергетической сфере, ей, вероятно, придется довольствоваться ролью безучастного зрителя.