Последние два года Китай импортирует рис (невиданное дело) причем во все больших объемах: с 575 000 тонн в 2011 году до 2,8 миллиона тонн в 2012 году. Идет ли речь о неких устойчивых изменениях? Китай оказался не в состоянии прокормить собственное население? Как несложно понять, такая ситуация может вызвать беспокойство на рынках сырья, которые всегда очень сильно реагируют на любые изменения в китайском снабжении.
Как бы то ни было, в отличие от не возобновляемых природных ресурсов мировое производство риса все еще обладает немалым потенциалом роста. Кроме того, с учетом отставания, а значит и потенциального роста в китайском рисовом секторе, вряд ли стоит опасаться физической неспособности Китая нарастить его производство.
В Китае, как и в Японии и многих других азиатских странах, рис является одной из основ цивилизации и общества. Япония защищает свой рис с помощью 400% импортных пошлин, перекрывая тем самым ввоз иностранной культуры. Когда же ВТО ставит перед ней минимальную квоту на импорт, она отправляет все за границу в качестве международной помощи. В то же время внутренние цены на рис по крайней мере вчетверо выше, чем на мировом рынке. Разницу в стоимости компенсирует государство.
Некоторое время назад цена китайского риса стала более чем на 50% выше импортируемой вьетнамской культуры. В чем же причина? Как и в Японии, в Китае цены на рис не являются рыночными, а устанавливаются властями.
Дело в том, что цена на рис имеет огромное общественное значение. По мере огромного роста китайской экономики за последние 20 лет неравенство в условиях жизни в городах и деревнях становится все глубже и острее. Горожане смогли значительно повысить свой уровень жизни, тогда как доходы крестьян (на них по-прежнему приходится чуть менее половины населения) стояли на месте. Если во времена Мао Китай мог похвастаться небывалым равенством граждан, то сейчас расслоение населения стало одним из самых сильных в мире. Отчасти это объясняется низкой производительностью труда фермеров, чьи хозяйства невелики и полагаются по большей части на ручной труд. Государство же не захотело исправить ситуацию. Кроме того, по мере роста городов крестьян выселяли с крошечным пособием, так как они не являются владельцами земли. Это также вызывает у них огромное недовольство. Так, например, в прошлом году целая деревня на юге страны подняла открытый мятеж против местных властей.
Таким образом, в условиях приближающегося социального взрыва можно было либо провести рискованную реструктуризацию сельского хозяйства, либо поддерживать цены на рис. В конечном итоге было выбрано второе решение. Это привело к увеличению государственных закупок риса, тогда как импортеры бросились покупать куда более дешевый (на 50%) вьетнамский рис, чтобы затем перепродать его за хорошие деньги на внутреннем рынке. В отличие от Японии Китаю при вступлении в ВТО пришлось пойти на значительные уступки в плане таможенных пошлин. В первую очередь это касается сельскохозяйственной продукции, тарифы на которую не могут превышать 15% стоимости самого товара.
Китай не сделал в этой сфере ничего действительно нового. Таиланд, который еще недавно был крупнейшим в мире экспортером риса, в 2012 году уступил это место Индии и Вьетнаму. Но в чем причина? Таиландское правительство столкнулось с серьезной проблемой: хотя экономические успехи страны поставили ее в число лидеров Юго-Восточной Азии, они никак не способствовали улучшению жизни крестьянства, на которое по-прежнему приходится значительная часть населения. Социальные риски были очень велики, и популистское правительство решило скупить урожай риса по завышенным ценам (опять-таки с 50% надбавкой), пусть даже затем ему пришлось перепродавать его с убытком для себя. Как несложно понять, такая политика очень быстро демонстрирует свои отрицательные стороны для бюджетов государств.
Таким образом, главная проблема, которую поднимает этот импорт, касается вовсе не способности Китая обеспечить себя рисом. Все вертится вокруг доходов крестьян в этих странах. Долгосрочными решениями могут стать сельский исход (китайские власти опасаются, что не смогут удержать под контролем это движение), приватизация земли крестьянами и расширение имущества, а также введение новых, более эффективных сортов. Примером для них может послужить Единая сельскохозяйственная политика ЕС, которая позволила повысить производительность, уменьшить количество фермеров, улучшив при этом их образование и доходы.
Мишель Фокен, заместитель директора Центра перспективных и информационных международных исследований (CEPII), специалист по международной торговле.