В 2006 году вышел документальный фильм «Кто убил электромобиль» («Who Killed the Electric Car»), посвященный попыткам GM вывести в середине 1990-х годов электромобили на рынок. Он перечисляет обычных подозреваемых – нефтяную отрасль, автопроизводителей, правительства. Среди поклонников электромобилей в принципе принято винить в их неуспехе кого угодно, кроме потребителей.
Сейчас электромобили опять находятся на грани выживания. Продажи Chevy Volt не соответствуют ожиданиям, глава Nissan Motors Карлос Госн (Carlos Ghosn) признал, что план по продажам Nissan Leaf на 2012 год не будет выполнен.
Как отметила недавно в своей статье Кэти Ференбакер (Katie Fehrenbacher), «A123 Systems, Fisker Automotive и Better Place, вложившие миллиарды долларов в будущее электромобилей, сейчас столкнулись с крупными финансовыми и коммерческими трудностями».
Проблема заключается в том, что электромобили привлекают потребителей слабее, чем ожидалось. Это в первую очередь связано с их высокой первоначальной стоимостью, а также с сомнениями относительно длины пробега без подзарядки и опасностью оказаться посередине пути в машине с разрядившимся аккумулятором, на которую жаловались первые владельцы Nissan Leaf. Хотя «Кто убил электромобиль» полностью снял с производителей батарей обвинения в неуспехе электромобилей, длина пробега без подзарядки по-прежнему не удовлетворяет пользователей.
С другой стороны, когда в конце 1990-х годов началось массовое производство гибридных автомобилей, сперва на рынке несколько лет господствовали Toyota Prius и Honda Insight. Тогда цены на нефть были низкими, что сильно тормозило продажи в первые годы. Между тем сейчас гибриды очень распространены, в основном потому, что высокие цены на нефть сделали их удачным выбором для многих автомобилистов.
Если в ближайшие годы нефтяные цены не снизятся, это может, наконец, придать электромобилям определенный импульс – хотя, возможно, потребители снова их убьют.