Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Электроэнергетика в странах Балтии: в преддверии ключевых решений

© РИА Новости / Перейти в фотобанкКаширская ГРЭС
Каширская ГРЭС
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня в балтийском регионе реализуется ряд крупных энергетических проектов, но из-за их сложности и долгосрочности перемены внутри стран или во внешней среде могут привести к тому, что работы в рамках дынных проектов затянутся или они вовсе будут остановлены.

Сегодня в балтийском регионе реализуется ряд крупных энергетических проектов, но из-за их сложности и долгосрочности перемены внутри стран или во внешней среде могут привести к тому, что работы в рамках дынных проектов затянутся или они вовсе будут остановлены. Свежий пример – референдум по Висагинской АЭС (ВАЭС), в результате которого балтийские государства оказались в подвешенном состоянии, и теперь они вынуждены рассматривать альтернативные пути укрепления своей энергетической безопасности.
 
Эти и другие региональные энергетические вызовы обсуждались в Вильнюсе на международной конференции по энергетической безопасности «Ожидания и перспективы в регионе Балтийского моря», организованной Институтом энергетики Литвы, генеральным директоратом Объединенного исследовательского центра Еврокомиссии и литовским Центром энергетической безопасности.
 
«Об энергетической безопасности можно говорить с точки зрения технической безопасности поставок энергоресурсов и с точки зрения политической безопасности. Мы не можем повлиять на политические факторы напрямую, но при наличии свободного и относительно высококонкурентного рынка мы можем снизить влияние этих факторов на энергетику», - заявил представитель эстонского оператора электросетей Elering К.Кукк. Действительно, создание единого скандинавско-балтийского энергетического рынка снизит вероятность того, что энергетика будет использована в качестве инструмента политического влияния, что несомненно укрепит энергетическую безопасность стран Балтии.
 
В этой связи, по словам К.Кукка, в первую очередь необходимо построить достаточное количество электромостов и создать достаточные генерирующие мощности, а также страны региона должны выработать общую энергетическую позицию в рамках ЕС и в отношениях с третьими странами, в частности – с Россией. Кроме того, важно точно знать общее количество энергетических ресурсов, иметь их резервы и разделить операторов распределительных систем.
 
Все это актуально и в общеевропейском масштабе: Евросоюз принял Третий энергетический пакет, целью которого является отделение систем производства, поставки и распределения энергоресурсов. Еще одна инициатива ЕС – «План по созданию единого балтийского энергетического рынка» (Baltic Energy Market Interconnection Plan, BEMIP), в соответствии с которым страны Балтии должны стать частью единого европейского энергетического рынка. Кроме того, существует подготовленный ENTSO-E «Десятилетний план развития сети» (Ten-Year Network Development Plan, TYNDP), в котором очерчены пути развития европейской электросети и можно найти исчерпывающий список проектов в данной области (свыше 450 проектов).
 
«Эстония в настоящее время реализует такие новые трансграничные проекты, как EstLink1, EstLink 2 и третья линия Est-Lat», - отметил К. Кукк. Следует напомнить, что электромост Estlink1 мощностью 350 МВт соединият эстонские и финские электросети.Estlink 2 мощностью 650 МВт должен заработать в 2014 г., а третья линя электромоста Est-Lat, соединяющего электросети Эстонии и Латвии, должна быть пущена в эксплуатацию в 2020 г.
 
Представитель оператора литовских электрораспределительных сетей «Litgrid» и член правления биржи «Nord Pool Spot (NPS)», на которой торгуется электроэнергия скандинавских стран (Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии, Эстонии), Р. Станюлис сказал, что большой шаг в развитии рынка был сделан в июне прошлого года, когда к NPS присоединилась Литва (а вскоре ее примеру должна последовать Латвия).    
 
Став акционером NPS, Литва получила право напрямую участвовать в процессе создания единого рынка электроэнергии. Однако, по словам Р. Станюлиса, проблемы возникают из-за небольшой пропускной способности системы электропередачи на границе Латвии и Эстонии. Поэтому цена электроэнергии в Литве значительно выше, чем в Эстонии, дешевое электричество которой доходит до нее лишь в малых объемах.
 
При этом Р. Станюлис отметил: «Хотя этот аспект может влиять на ситуацию, он не станет решающим фактором цены. (...) Балтийский энергетический рынок должен ориентироваться на цену рынка скандинавских стран, но надо иметь в виду, что мы окажемся в точке пересечения трех разных систем с различными ценами – скандинавской, польской и российской, и что станет решающим фактором – трудно сказать».
 
Представитель государственной электроэнергетической компании Латвии Latvenergo O. Линкевич, комментируя литовский референдум по ВАЭС и изменившуюся в связи с этим ситуацию, заявил, что «Latvenergo» твердо намерена и дальше участвовать в проекте, разве что новоизбранные власти Литвы примут решение его остановить.
 
При этом он предупредил: «На наш взгляд, такое решение поставит под угрозу как сам проект, так и дальнейшее развитие литовской энергетической системы». Соответственно промедление в данном случае смерти подобно. 
 
Наконец О.Линкевич отметил, что, хотя Латвии не очень нравится сценарий отказа от ВАЭС, она рассматривает возможность участия в другом региональном атомном проекте, а также думает о возобновлении строительства в Вентспилсе или Лиепае угольной теплоэлектростанции (в свое время оно было остановлено в пользу проекта ВАЭС). Кроме того, Латвия может построить новые или реконструировать старые гидроэлектростанции на Даугаве, создать в море или на его берегу парк ветряков, построить завод по сжиганию биомассы и коммунальных отходов в Риге и т.д. В любом случае, как резюмировал О. Линкевич, до 2016 г. Латвия намерена завершить либерализацию национального рынка электроэнергии, увеличить мощность системы электропередачи на границе с Эстонией, а главное – к 2030 г. на 50% снизить импорт электричества из третьих стран.