Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сирийский вопрос и европейская интеграция

© РИА Новости / Перейти в фотобанкВысокоточный оперативно-тактический ракетный комплекс сухопутных войск "Искандер-Э"
Высокоточный оперативно-тактический ракетный комплекс сухопутных войск Искандер-Э
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Сенсационная» и «провокационная» информация была размещена 8 декабря в иранских изданиях Tеhrаn-е Еmruz и Rеsаlаt, сообщивших о поставках Россией в Сирию оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-Э». Иранские издания назвали эту меру ответом на размещение в Турции натовских зенитно-ракетных комплексов Раtrіоt.

«Сенсационная» и «провокационная» информация  была размещена 8 декабря в иранских  изданиях Tеhrаn-е Еmruz и Rеsаlаt, сообщивших о поставках Россией в Сирию оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-Э». Иранские издания назвали эту меру ответом на размещение в Турции натовских зенитно-ракетных комплексов Раtrіоt, которая якобы подтверждает серьезность намерений Москвы защищать правительство президента Сирии Башара Асада. Но сразу стало ясно, что этот информационный «десант» иранских изданий не имеет под собой никакой реальной почвы.
 
В конце года стало известно, что Россия направила к берегам Сирии новую эскадру военных кораблей – и то только для возможной эвакуации российских граждан из зоны конфликта. В сирийском порту Тартус корабли Балтийского флота должны заменить эскадру российского Черноморского флота во главе с крейсером «Москва».
 
Таким образом, речь не идет о существенном наращивании российского военного присутствия в Сирии. Между тем, в Турцию стали прибывать первые части ракетно-зенитных комплексов Раtrіоt, их полная установка на турецко-сирийской границе планировалось на первые дни 2013 года. Не стоит ждать и того, что Россия в качестве «ответа» разместит в Сирии оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер-Э», как к тому призывают иранские СМИ.
 
Так же, как принципиально невозможно и участие российских военных на стороне сирийской армии в противостоянии с сирийской оппозицией. И это свидетельствует о том, что Россия не будет защищать Асада, так как уже все готово для интервенции в Сирию войск НАТО и Лиги арабских государств, чья роль в сирийском кризисе одна из ведущих, осталось только найти повод.

Первым сигналом к изменению позиции России по «сирийскому вопросу» стал визит президента России Владимира Путина в Стамбул 3 декабря, где в ходе переговоров с премьер-министром Реджепом Эрдоганом был принят новый план урегулирования сирийского кризиса – «Сирия без Асада».
 
Турецкие издания Zаmаn, Bugun, Аksаm, Rаdиkаl сообщают новые подробности этого плана, согласно которому необходимо убедить Асада добровольно отказаться от власти и создать переходное правительство, в которое войдут сторонники режима Асада, всех групп оппозиции, представители различных мазхабов (богословско-правовых школ ислама) и этнических сообществ. США настаивают на том, что план направлен на минимизацию риска конфликта между различными религиозными группами и мазхабами, а также имеет целью предотвращение попадания химического оружия в Сирии под контроль террористических групп.
 
В этом контексте турецкое издание Hurriуеt отмечает, что в политических кругах Анкары стала доминировать точка зрения  о том, что Россия сейчас проводит интенсивную политику по убеждению Асада в необходимости найти убежище в Венесуэле. Но как ранее отмечали многие аналитики, сценарий, согласно которому Асад добровольно отказывается от власти и получает политическое убежище в стране другого региона, маловероятен.

Вторым важным сигналом, свидетельствующим о радикальной смене позиции России, стало проведение трехсторонней встречи министра иностранных дел России Сергея Лаврова, госсекретаря США Хиллари Клинтон и спецпосланника ООН и Лиги арабских государств Лахдара Брахими во время саммита ОБСЕ в Дублине 6–7 декабря, где в весьма кулуарном формате обсуждались разные сценарии решения «сирийского вопроса», в том числе и различные варианты турецко-российского плана «Сирия без Асада».

Следует особо подчеркнуть, что эти трехсторонние переговоры о будущем Сирии без Асада проходили на фоне резонансного заявления Госсекретаря США Хилари Клинтон о «ресоветизации» постсоветского пространства под ширмой Таможенного или Евразийского союза, которому США будет противостоять всеми возможными и невозможными средствами. Не буду сейчас комментировать степень серьезности таких заявлений. Но особо подчеркну, что в контексте такого замечательного для мировых СМИ заявления, результаты трехсторонних переговоров не просто как-то потерялись, а вовсе исчезли из информационного пространства.
 
А потерялись они потому, что в ходе этих переговоров были приняты судьбоносные договоренности относительно режима Асада в Сирии, в которых закрепилось окончательное изменение позиции России по «сирийскому вопросу». Об этом можно судить по заявлению министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу, который подтвердил, что Анкара, Вашингтон и Москва уже проводят переговоры и обсуждают переходный период в Сирии. По его мнению, все факторы международного сообщества признали факт необходимости «ухода Асада» и поэтому теперь будут вести борьбу за получение от этого определенных выгод.
 
В скором времени будет ясно, какие выгоды получила в этом торге Россия. Но уже сейчас очевидно, что для России очень важен вопрос сохранения базы ВМФ РФ в Тартусе, позволяющей России обозначить свое присутствие в Средиземноморском регионе, а также вопрос сохранения сирийского рынка экспорта российских вооружений, особенно после потери иракского рынка.
 
И очевидно, эти вопросы будут решены с учетом интересов России или будут компенсированы иным образом, например, через продажу каких-то желаемых российской стороной активов (так, недавно российской компанией «Интер РАО ЕЭС» было приобретено 90% акций турецкой электростанции Trаkуа Еlеktrиk, принадлежавших американской фирме АЕІ, за 867,5 миллиона).
 
Вероятно, Турции от России нужна поддержка в вопросе противостояния возможной автономизации сирийского Курдистана. А США от России нужно воздержание от наложения вето на резолюцию Совета Безопасности ООН, санкционирующей международную интервенцию в Сирию.

Но самой главной выгодой от изменения своей позиции по «сирийскому вопросу» для России является выход на качественно новый уровень стратегического партнерства с Турцией, что в будущем может привести к серьезной трансформации геополитического ландшафта Евразии, если Турция примет более активное участие в евразийских интеграционных процессах вместе с Россией. В этом контексте соглашусь с преподавателем Дипломатической академии МИД РФ, цюркологом Асланбеком Мазлоевым, который оценил подобную геополитическую ситуацию как «самый страшный сон третьих сил».

Во время визита Путина в Стамбул 3 декабря его пресс-секретарь Дмитрий Песков сделал заявление, согласно которому Россия будет только рада, если Турция захочет присоединиться к Таможенному союзу. Приглашения Турции присоединиться к Таможенному союзу с российской стороны звучали и раньше. Пока что об этом речь не идет. Между тем, турецкое издание Tаkvиm, освещая «новые подробности закулисья» декабрьского визита Путина в Турцию, сообщили о намерении России и Турции выработать единую стратегию в азиатском регионе, в связи с чем было принято решение создать совместную турецко-российскую рабочую группу, деятельность которой на начальном этапе будет связана с подготовкой документа, устанавливающего принципы Единой стратегии двух стран в Азии.

Поэтому возможность создания Большого Евразийского союза с участием Турции, России и других стран постсоветского пространства – это не просто мнения различных экспертов, а стратегическая тенденция, подкрепленная политической волей государств евразийского пространства, в которой Турция и Россия будут с каждым днем ​​играть все большую и большую роль.
 
***
 
Сергей Кизима, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при президенте Республики Беларусь
 
Обсуждая какие-то сенсационные договоренности, якобы достигнутые между Россией и Турцией или Западом и направленные на переход России на сторону Запада по сирийскому вопросу, не стоит забывать о более важном – о контексте отношений России с Западом на современном этапе.

В настоящий момент доминирует тенденция, в соответствии с которой градус русофобии на Западе превзошел все разумные пределы, и перезагрузки ключевых отношений России с США не произошло. Отмена злополучной поправки Джексона-Вэника, с которой связывались надежды многих на нормализацию отношений США и России, была намеренно проведена Вашингтоном в оскорбительной для России форме – в законопроект, который отменяет поправку, включили «акт Магнитского», который вводит санкции против членов российской политической элиты. А эта ситуация напоминает формулу «извинение хуже оскорбления». Прежняя поправка, дискриминировавшая Россию, фактически заменена новым барьером для нормализации отношений с США.
 
Ответ России в виде «закона Димы Яковлева», который вводит санкции уже против членов американской политической и экономической элиты, наглядно доказывает, что больше терпеть унизительное отношение к себе россияне не намерены. И представить, что на этом фоне серьезного геополитического противостояния России с Западом в борьбе за уважение и достойный статус Москва вдруг захочет облегчить Вашингтону жизнь, подарив ему Сирию на блюдечке с голубой каемочкой, достаточно сложно.

Полюбовная договоренность с Западом, которой якобы достигли на саммите ОБСЕ в Дублине 6-7 декабря 2012 года, о которой сообщается в статье Арсения Сивицкого, никак не сочетается и с тем фактом, что министр иностранных дел Сергей Лавров был вынужден покинуть этот саммит раньше времени, в знак протеста против упреков Хиллари Клинтон о том, что выборы в России не являлись «ни свободными, ни справедливыми».
 
При этом он фактически грохнул дверью, обвинив Запад в двойных стандартах. Как-то это не похоже на обстановку взаимопонимания, в которой могла бы неспешно вырабатываться совместная позиция по разрешению такого деликатного вопроса. Что касается реальных фактов, то Россия, как и Китай, заинтересована в том, чтобы череда военных вторжений стран Запада, которая дестабилизирует эти регионы, прекратилась.
 
Позиция России не изменилась, она и год назад была готова принять любое полюбовное соглашение законного правительства Сирии с вооруженной оппозицией, готова сделать это и сейчас. Но отвергать договоренности законного президента Сирии то ли с Турцией, то ли с Западом – значит отказаться от прежней позиции неприятия цветных революций и вооруженных вторжений, инспирированных Западом. И возникает законный вопрос – и зачем России это было бы нужно?

Говорить о том, что Россия была бы рада видеть Турцию в Таможенном союзе или в целом в процессах евразийской интеграции, конечно, можно. Но гораздо важнее реалистично рассматривать настоящую вероятность такого события. Не стоит забывать, что Турция является членом НАТО, а в процессы евразийской интеграции вовлечены прежде всего члены ОДКБ, интересы которого НАТО часто нарушает. Следует помнить и о том, что Турция уже входит в зону свободной торговли с Евросоюзом, и вступление в некий «Большой евразийский союз», несомненно, будет означать выход Турции из зоны с ЕС и вступление в Таможенный союз, поскольку они регулируются на различных правовых основаниях.
 
Трудно представить, что Турция выйдет из зоны свободной торговли с ЕС, где все уже налажено, чтобы искать счастья в новом для себя таможенном образовании. Если же говорить о каком-то «Большом евразийском союзе», присутствуя в котором Турция не будет вовлечена в интеграционные экономические процессы с Россией, Белоруссией и Казахстаном, то особой ценности в нем не будет. Истинный смысл удовлетворенности Турции от визита Путина в начале декабря заключается в том, что Россия пообещала защитить турецкие интересы в том случае, если в Сирии все станет совсем плохо.
 
Представьте себя на месте турецких властей в ситуации, если Сирия станет для нее постоянным источником нелегально ввозимого химического оружия, наркотиков, новой территорией, из которой последуют требования курдов о создании единого Курдистана с территорией, включающей часть нынешней территории Турции, и поймете, что внешняя помощь Турции в такой ситуации еще как пригодится, и российская может оказаться не менее ценной, чем любая другая. Кроме того, Турция в своем разочаровании политикой Запада в отношении Израиля и перманентной невозможностью войти в состав ЕС, объективно ищет новых союзников.
 
Но это вовсе не означает, что турецкие политики готовы с ними политически интегрироваться, вступить в НАТО и отказываться от прежних преференциальных торговых отношений с ЕС. Уже имея стратегическое партнерство с США и ЕС, они хотят установить его и с Россией, и с Китаем, и с Индией. Западу придется терпеть это из-за уникального геополитического положения Турции, которое позволяет ей контролировать важнейшие стратегические пути из Черного моря в мировой океан.
 
А если уж такая возможность есть, то почему бы ее не использовать, уверены в Анкаре. Запад уже покорно терпит особое отношение Турции к Белоруссии, которое подразумевает отказ от любых санкций, инспирированных США и ЕС, придется ему стерпеть от Анкары и многое другое.
 
Перевод: Светлана Тиванова.