Если Давос стареет, о чем я писала в этом блоге на прошедшей неделе, то вопрос должен звучать так: что придет ему на смену? В последний день работы Давоса я пыталась найти ответ на данный вопрос.
Джон Кэссиди (John Cassidy) из New Yorker, которого в этом году в Давос не пригласили, утверждает, что Всемирный экономический форум это товар конъюнктурный, и его ценность «является в основном производной от привлекательности для других». Если так, то противники Давоса, относящиеся к нему с презрением и желающие ему скорейшей кончины, «обладают возможностью так и сделать – игнорируя это мероприятие». Так считает Джон Макдермотт (John McDermott ) из Financial Times. Будучи еще одним светилом из СМИ, которого в этом году обошли приглашением в Давос, Макдермотт в шутку предложил провести собственную версию Давоса в своем заднем дворике в Лондоне.
Макдермотт, наверное в чем-то прав. Организации с глобальным настроем, ранее гулявшие по знаменитому давосскому променаду, который идет через весь город до центрального зала заседаний ВЭФ, сегодня все чаще сходят с официального маршрута форума, проводя собственные совещания в пустых магазинах и в сонных картинных галереях, где готовятся к заключению величественных и грандиозных сделок на стороне.
Читайте также: Давосские сценарии
Например, сетевая организация Hub Culture вот уже несколько лет подряд разбивает лагерь в помещении для заседаний прямо через дорогу от улья Всемирного экономического форума, проводя мозговые штурмы и заседания с целью заключения сделок и выработки решений с участием руководителей компаний, таких как Nissan и Hertz. Одна из задач Hub Culture – выводить на чистую воду те закулисные сделки, которыми известен Давос. Эта социальная сеть также выступает за одноуровневое финансирование, позволяющее людям и компаниям проводить торги за рамками беспорядочной глобальной денежной системы, оперируя виртуальной валютой (странности у них есть, это верно, но на них обратил внимание даже Европейский центробанк). Так что пока политические лидеры мира и руководители хедж-фондов сидят на заседаниях ВЭФ и сокрушаются по поводу угроз, создаваемых девальвацией конкурирующих валют и нежеланием крупных банков давать в долг, Hub Culture через дорогу превозносит перед крупными корпорациями типа BlackBerry and General Electric преимущества покупок ее виртуальной валюты под названием Ven. Один из организаторов ее мероприятий сказал мне, что главный вывод, который он сделал на встрече в прошлом году, состоит в следующем: официальным сборищам ВЭФ «типа пришел конец».
Также по теме: В Давосе миллиардеры будут жаловаться на неравенство доходов
Среди других раскольников, укрывшихся на задворках Давоса, были делегаты из клана 20 с чем-то «шишек», проведших свою собственную предпринимательскую конференцию Summit Series. Это мероприятие пятилетнего возраста вознамерилось обогнать Давос и стать официальной площадкой элиты мыслителей. Эта группа состоятельных людей, которую один из журналистов Forbes назвал Давосом в тренде, недавно выкатила 40 миллиардов долларов на покупку горы Паудер Маунтин в Юте, где расположены крупнейшие в Северной Америке горнолыжные курорты. Они хотят превратить то, что прежде было их ежегодным мероприятием (с участием таких людей как Билл Клинтон, Тед Тернер (бизнесмен, основатель CNN – прим. перев.), учредитель корпорации Virgin Ричард Брэнсон (Richard Branson) и создатель PayPal Питер Тиль (Peter Thiel)), в действующий постоянно загородный клуб, который будет принимать ведущих предпринимателей и их единомышленников, преданных идее социального воздействия. На этой неделе организаторы Summit Series пытались переманить на свою сторону давосских мегазвезд, таких как Марисса Майер (Marissa Mayer) (гендиректор Yahoo – прим. перев.), и потенциальных инвесторов типа Стива Пальюки (Steve Pagliuca) из Bain Capital.
Их сигнал президенту Всемирного экономического форума в Давосе Клаусу Швабу (Klaus Schwab) и другим ветеранам финансового и делового мира прост: у вас был шанс для проведения реформ изнутри. Теперь готовьтесь к развалу.