Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Шанхайская семерка»: блеф или новое «азиатское» направление Турции?

Обзор СМИ Турции за 25-28 января

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Заявление премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана о ШОС как лучшей альтернативе ЕС и о стремлении Анкары присоединиться к более сильной, чем ЕС, «шанхайской шестерке» вызвало неоднозначную реакцию в медиасообществе Турции. Одни СМИ расценили высказывание турецкого лидера как «попытку блефа в отношении ЕС», другие вовсе не обратили на него внимания.

Заявление премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана о ШОС как лучшей альтернативе ЕС и о стремлении Анкары присоединиться к более сильной, чем ЕС, «шанхайской шестерке» (Haberturk.com, 25.12) вызвало неоднозначную реакцию в медиасообществе Турции. Одни СМИ расценили высказывание турецкого лидера как «попытку блефа в отношении ЕС», другие вовсе не обратили на него внимания.

Ряд изданий, напротив, проявил значительный интерес к возможной перспективе вступления Турции в ШОС и отказа от переговорного процесса о членстве в ЕС. Taraf (27.01) публикует мнения экспертов, которые, называя Турцию «либеральным» государством и поддерживая идею присоединения к ЕС, приходят к выводу, что Реджеп Эрдоган проводит «политику шантажа», которую не проигнорирует Европа.

Обозреватель Radikal (27.01, 28.01) исходит из того, что заявление Эрдогана действительно вызвано «иссякшими надеждами на присоединение к ЕС», и, если Турция отдаст предпочтение «шанхайскому направлению» и повернется к Брюсселю спиной, то «станет в той же степени демократичной, как Россия, Китай, Казахстан, Иран», в демократичности которых автор выражает сомнение.

Читайте также: Может ли Эрдоган стать турецким Линкольном?

Автор публикации Bugün (28.01) развивает эту же точку зрения и даже относит некоторые из государств-членов ШОС к «деспотичным». Как заключает журналист, отдаление Турции от ЕС, для которого характерна «верность идеалам демократии и свободы», и ориентация на другой союз, где единой ценностью практически всех членов является «диктатура», нельзя расценивать как благоприятный для Турции шаг.

В других комментариях выражалось недоверие к переговорному процессу с ЕС и в этой связи декларировалось положительное отношение к возможному членству в ШОС, где Турции был предоставлен статус «партнера по диалогу» (Star, 28.01). Как полагает автор статьи, если Турция станет полноправным членом организации, то «шанхайская семерка» превратится в серьезного конкурента ЕС и позволит Турции создать союз с тюркскими государствами, входящими в организацию. «Азиатское» направление обозреватель считает более перспективным для Турции, которое позволит, наконец, избавиться Анкаре от «империалистической эксплуатации».

Отдельные издания обратились к другим аспектам российско-турецких отношений. В частности, Akşam (25.01) информирует о состоявшейся в Москве встрече лидера ЛДПР Владимира Жириновского и Гювена Караташа, члена оппозиционной «Республиканской народной партии Турции», известного своими левоцентристскими взглядами. Согласно заявлению турецкого парламентария, западные страны подстегивают гражданскую войну в Сирии, а силы сирийской оппозиции получают поддержку от турецких властей. Кроме того, в созданных на сирийской границе в Турции лагерях беженцев, на территории которых, например, не позволено находиться депутатам «Республиканской народной партии», сирийские повстанцы проходят военную подготовку. Об этом также заявил и Владимир Жириновский (Akşam, 26.01), который подчеркнул, что «под прикрытием защиты сирийских беженцев в Турции ведется подготовка боевиков», что на самом деле организовано силами ЦРУ и не имеет никакого отношения к мирным целям.

Также по теме: Динамика изменений в окружении Турции в 2013 году

Milliyet (25.01) размещает заявление заместителя руководителя «Республиканской народной партии Турции» Гюрселя Текина в интервью радиостанции «Голос России» о сложившихся между Россией и Турцией стабильных отношениях и схожих подходах двух стран по сирийскому вопросу.

Эрдоган избрал путь, противоположный европейским ценностям


Комментарий позиции России по сирийскому вопросу был дан министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу (Cumhuriyet, 25.01): Россия и Иран признают необходимость создания переходного правительства в рамках женевского коммюнике, однако считают необходимым участие Асада в переходном процессе в Сирии. Как отметил глава МИД Турции, в ходе визита Владимира Путина в Стамбул позиции Турции и России в значительной степени сблизились, и на повестке дня возникли новые идеи, которые были переданы Лахдару Брахими и другим участникам процесса урегулирования конфликта.

Radikal (28.01) приводит информацию российского «агентства гражданской журналистики «Ридус» о якобы открывшихся планах по подготовке крупной провокации против законного правительства Сирии и России. Речь идет о намерении оппозиции применить в сирийском городе Хомсе предварительно доставленное туда из Ливии химическое оружие советского производства. Издание также приводит заявление премьер-министра России Дмитрия Медведева о том, что затягивая процесс реформирования в стране сирийский президент Башар Асад совершает фатальную ошибку, а также об уменьшении шансов Асада остаться у власти.

Zaman (27.01) цитирует заявление сирийского вице-премьера Кадри Джемиля по поводу того, что Сирия продолжает приобретать оружие из России в рамках ранее заключенных контрактов. При этом, как отмечается, если США прекратят вооружать Израиль, Сирия, в свою очередь, больше не будет покупать российское оружие.

Читайте также: Немецкие планы Эрдогана

Обозреватель Akşam (26.01) обращает внимание на вероятность опасных последствий сирийского кризиса для России. По мнению автора, США могут попытаться снова реализовать стратегию «зеленого пояса» Бжезинского, которая предполагала использование 50 миллионов проживавших в СССР мусульман против «безбожных коммунистов» и была нацелена на распад Советского Союза. Сегодня, учитывая 20-миллионное мусульманское население России, США в значительной степени рассчитывают на радикальные исламистские группы в Сирии, а также других арабских и исламских государствах.

По мнению журналиста Yeni Mesaj (26.01), конфликт в Сирии происходит между США и Россией: Америка стремится оккупировать Ближний Восток, Россия же не позволяет этим планам осуществиться, поскольку понимает, что новые процессы на Ближнем Востоке представляют опасность национальной безопасности России. Автор отмечает, что ни одна из сторон не смогла добиться превосходства на сирийской территории, поэтому США стремятся вовлечь в противостояние и Турцию, к тому же распространить вооруженный конфликт и на турецкую территорию. С этим намерением и связаны планы по размещению «Пэтриот», полагает автор. Между тем Россия, в отличие от турецкого руководства, изначально разглядела эту стратегию, и российскими официальными лицами были сделаны соответствующие заявления.

Некоторые издания продолжили комментировать итоги Всемирного экономического форума в Давосе. Hürriyet (25.01) приводит точку зрения председателя правления Doğan TV Holding Арзухан Доган Ялчиндаг о повышенном интересе на форуме к России, прежде всего в контексте роста добычи сланцевого газа в США, что в дальнейшем может оказать влияние на мировые цены на нефть. В этом случае России необходимо внести изменения в существующую экономическую модель, что потребует роста объемов производства несырьевых товаров, ориентированности на инновации, проведения реформ. К одним из важных результатов форума Cumhuriyet (25.01) относит заключение Украиной и компанией «Ройял Датч-Шелл» соглашения стоимостью в 10 миллиардов долларов о добыче сланцевого газа на украинской территории, что рассматривается как шаг, который позволит сократить зависимость Киева от импорта российского газа.

Информируя о планах по строительству 200 новых православных храмов в Москве и приводя соответствующее заявление бывшего первого заместителя мэра Москвы Владимира Ресина, Akşam (26.01) отмечает, что в последнее время наблюдается рост влияния РПЦ на жизнь российского общества. С этим процессом издание связывает введение в школах элективных религиозных уроков, а также развитие института военных священников в российской армии.