Операция в Мали и террористические акты в Алжире - это прекрасные события для рынка охранных услуг в Африке. Компания G4S, об африканской деятельности которой мы уже не раз писали в обзорах, сообщила, что с началом интервенции в Мали спрос на ее услуги резко вырос, особенно в Нигерии, Кении, ЮАР и собственно в Мали. Обезопасить себя от нападений исламистов и преступников жаждут как крупные западные компании и банки, так и посольства. Среди клиентов G4S - такие гиганты, как Royal Dutch Shell, Barclays и AngloGold Ashanti. G4S,, помимо сугубо охранных услуг также занимается инкассаторской деятельностью в Африке, имеет свою тюрьму и ведет собственные расследования по заказу клиентов в случае совершения преступления против их сотрудников. Африка приносит до трети прибыли G4S, и компания планирует в ближайшее время зайти в Ливию и Сомалиленд, а новые офисы открываются в Эфиопии и Тунисе. В Алжире пока компания не представлена из-за законодательных проблем, а хотелось бы. G4S работает в 29 странах континента, количество сотрудников перевалило за сто тысяч человек. Годовой оборот компании в Африке составляет почти миллиард долларов.
Читайте также: Кенийская вербовка
Помимо собственно охраны посольств, компаний, частных лиц, эвакуации сотрудников, западные ЧВК предвкушают еще два лакомых куска готовящегося малийского пирога: оказание последующих логистических услуг и тренировка армии и полиции в Мали. Мало кто верит, что после успешного рассеивания исламистов в Мали и установления контроля над крупными населенными пунктами все закончится, и в стране воцарится тишь и благодать. Ожидают, наоборот, длительной партизанской борьбы, радикализации населения, военных международных миссий наподобие AMISOM в Сомали, гигантских затрат, жирных контрактов. И не только в Мали, но и, возможно, в Алжире (где охране пока запрещено иметь оружие) и в Нигерии. А пока в Конгресс США уже поступила просьба от Госдепа выделить 32 миллиона долларов на программу подготовки и обучения армии Мали.
Беспокойство западных компаний и правительств понятно. Только позавчера британский Форин-офис, не вдаваясь в подробности, призвал всех граждан Запада незамедлительно покинуть Сомалиленд, опасаясь похищений по финансовым и политическим мотивам, уголовных и террористических нападений. Причины такой спешки пока неясны, но, скорее всего, активность британских чиновников связана с ситуаций в Мали и Алжире.
Впрочем, незадолго до этого журнал «Шпигель» со ссылкой на источники в немецкой разведке сообщил, что Аль-Каида планирует атаки на граждан Запада в Бенгази. Германия и Великобритания призвали своих граждан также немедленно покинуть ливийский город, опасаясь действий исламистов и захвата новых заложников.
Также по теме: Рай кокаиновых переворотов
В связи с операцией в Мали вновь в СМИ замелькали многочисленные разоблачительные материалы о той финансовой роли, которую играет контрабанда сигарет и кокаина в Африке в поддержке «Аль-Каиды в исламском Магрибе» (АКИМ), особенно в Мали. Тема уже избита, но могут показаться интересными цифры и масштаб. «Черный рынок» сигарет только в Северной Африке оценивается в 1 миллиард долларов. Целых 44% африканского рынка сигарет приходится всего лишь на 5 стран: Тунис, Ливия, Египет, Алжир и Марокко. В той же Ливии 75% всех сигарет - с черного рынка. АКИМ обеспечивает безопасность контрабанды за определенную мзду, предоставляя вооруженную охрану, включая велосипедистов, или транспорт, в итоге зарабатывая на этом деньги для дальнейшей террористической деятельности. На покупку оружия, транспорта и выплаты семьям детей-солдат тратит около 2 миллионов долларов ежемесячно. Самое любопытное, что история связки террора и сигарет насчитывает десятилетия. И среди участников цепочки фигурируют западные табачные гиганты, которые через фирмы-посредники нелегально ввозили в Африку дешевые бренды, чтобы не только подзаработать на черной поставке, но и подсадить население на табачную зависимость и расширить свой рынок, не особо заботясь о том, куда идут доходы посредников. Так, в 80-х British American Tobacco через компанию Sorepex поставляла свою продукцию на черный рынок в Африке, Winston обвиняют в использовании курдских террористов для поставок сигарет в Ирак, Japan Tobacco - в незаконных поставках сигарет в Сирию, а в Европе ИРА заработала 100 миллионов долларов на контрабанде сигарет с 1999 по 2004 гг.
Читайте также: Наркотики - главнай источник финансирования исламистов в Африке
Под шум вокруг военной операции в Мали и обсуждений запланированного вывода войск Коалиции тихой сапой, очень осторожно в Афганистан приходит Китай. Основной интерес Китая — это природные ресурсы. Китайские компании уже заключили контракты на разработку угольных и медных месторождений, стали первыми, кто будет проводить разведку нефти в Афганистане, положили глаз на месторождения лития, проявили интерес к здравоохранению, гидроэнергетике и сельскому хозяйству. Китай также подписал соглашение о том, что китайские инструкторы будут обучать 300 афганских полицейских. Вновь и вновь стороны возвращаются к назревшей необходимости открытия дороги напрямую между Китаем и Афганистаном через Ваханский коридор. Китай активизировался после решения о выводе войск в 2014-м году. Сами афганцы возлагают большие надежды на китайское влияние на Пакистан, а, значит, косвенно - и на талибов, и видят Китай одним из ключевых игроков в мирных переговорах с талибами после ухода Коалиции. Китай, кстати, почти успел признать правительство талибов перед самой атакой на башни-близнецы в 2001 году. Афганцы надеются, что Китай не просто хочет заработать на потерях, страданиях, поте и крови как простых афганцев, так и солдат Коалиции, но реально желает помочь в мирном урегулировании ситуации в стране в будущем.
Также по теме: Мали - опасения французских властей
Помимо глобальных событий, в мире разыгрываются и частные драмы. 26 января 2013 года иранский сухогруз «AMINA» вернулся в порт Бандар Аббас, Иран. Судьба его показательна. Страны Запада прибегают к самым различным способам для поддержания экономического эмбарго в отношении Ирана. Одна из главных целей — сковать иранское судоходство. Оператором судна «AMINA» выступала тегеранская компания Rahbaran Omid Darya Ship Management, которую считают подставной фирмой от крупнейшей иранской судоходной компании Islamic Republic of Iran Shipping Lines (IRISL). В отношении IRISL действует ряд санкций ЕС и США. Компанию, например, обвиняют в незаконной транспортировке оружия. Судно «AMINA» под иранским флагом было задержано по постановлению суда вскоре после того, как оно зашло в порт Галле в Шри-Ланке 17 декабря 2012 года. У владельца судна по бумагам имелась задолженность перед немецким частным банком DVB. В начале января судно попыталось уйти из порта, но береговой охраной Шри-Ланки был открыт предупредительный огонь. 16 января судну с иранским экипажем удалось совершить побег, воспользовавшись плохой погодой и волнением на море. Банк DVB охотится за четырьмя судами иранской компании. Одно судно было успешно задержано еще в ноябре в одном из портов на севере Китая, а другому удалось уйти из этого же порта и вернуться в Иран. Четвертое судно также стоит на приколе в порту Ирана.