Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Чего стоят исторические голливудские фильмы?

Заслуживший самые лестные отзывы критиков фильм «Линкольн» Стивена Спилберга, вышедший на экраны наших кинотеатров, служит последним доказательством умения голливудских режиссеров создавать масштабные исторические картины

© Двадцатый Век Фокс СНГТрейлер фильма Стивена Спилберга "Линкольн"
Трейлер фильма Стивена Спилберга Линкольн
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Америке у кино всегда была широчайшая свобода. Американский кинематограф — это смесь рузвельтовского идеала (попытка показать все самое лучшее) и экономического оппортунизма. Тем не менее, когда в США возникает та или иная проблема, ее скорее все же отражают, а не пытаются скрыть. В фильмах поднимались вопросы рэкета в боксе, алкоголя, бандитизма, коррупции в политике и т. д.

Atlantico: На большой экран вышел фильм «Линкольн» Стивена Спилберга. Американцы лучше других умеют снимать исторические картины?

Патрик Брион:
У американцев существует традиция съемок исторических фильмов, которой нет у нас во Франции. Линкольн появляется в целом ряде картин, а в других можно увидеть Рузвельта, Кеннеди и т. д. У американцев - большой опыт работы с историей, вне зависимости от периода. Они выпустили десятки картин о Первой мировой войне, а во Франции до последнего времени говорили лишь о «Деревянных крестах» (Les Croix de bois).

У нас укоренилась привычка вообще не говорить об истории. Фильм о Дантоне снял только Анджей Вайда (Andrzej Wajda), у нас практически не было картин о Парижской коммуне и лишь несколько о Великой французской революции и Наполеоне. Это явление довольно любопытно. Некоторые конфликты вызывают острую полемику, например, войны в Алжире и Индокитае, чего совершенно нельзя сказать о Первой мировой войне. Что это, самоцензура? Может быть. Или же у нас попросту нет такой традиции? Безусловно.

Уже не первый год просматривается занятная тенденция — исторические фильмы снимают для телевидения, а не кино. На телеэкраны вышли две картины о Жане Мулене (Jean Moulin), а в кинотеатрах - по-прежнему ничего. Кроме того, на этой неделе выходит телефильм о смерти Робера Булена (Robert Boulin).

Читайте также: «Цель номер один» - голивудский подарок американским властям

— Чем можно объяснить такую любовь к историческим фильмам в США по сравнению со сдержанным отношением во Франции?

— Это явление трудно объяснить. Исторические журналы и книги пользуются у нас огромной популярностью, но как только мы переходим в сферу кино, этот интерес пропадает. Такое отличие от США, вероятно, можно объяснить самоцензурой и отсутствием традиции.

Кадр из фильма "Джанго освобожденный"


В Америке у кино всегда была широчайшая свобода. Американский кинематограф — это смесь рузвельтовского идеала (попытка показать все самое лучшее) и экономического оппортунизма. Тем не менее, когда в США возникает та или иная проблема, ее, скорее, отражают, чем пытаются скрыть. В фильмах поднимались вопросы рэкета в боксе, алкоголя, бандитизма, коррупции в политике и т. д.

Когда же у нас выходит, например, фильм о расстрелах, его снимает Стенли Кубрик («Тропы славы»), причем не во Франции.

Кроме того, это явление можно объяснить и тем фактом, что среди американских продюсеров было немало российских мигрантов, которые были жертвами погромов и большевизма и верили в демократию. Это, конечно, может показаться наивным, но принцип демократии как раз и заключается в том, чтобы говорить, когда что-то идет не так.

Также по теме: Вымыслы Голливуда и новый миропорядок

— Голливуд, разумеется, смог выпустить довольно зрелищные картины, а как насчет достоверности исторических фактов? Что, например, вы можете сказать о последнем фильме Квентина Тарантино «Джанго освобожденный»?

— Сильная сторона этих исторических фильмов в том, что они поднимают проблемы. Так, например, картина «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе‎» Оливера Стоуна (Oliver Stone) — это довольно туманный и не слишком серьезный с исторической точки зрения фильм. Тем не менее, он поднимает вопросы. Фильм «Никсон» все того же Стоуна (он, кстати говоря, его ненавидел), несмотря ни на что, наводит на размышления о личности этого президента США. Там ничего не скрывается.

Последний фильм Тарантино гораздо сложнее и неоднозначнее. Мы не ожидали, что Тарантино будет говорить об истории рабства. Было снято уже немало картин на тему рабства и расовой сегрегации. Американцы проявили смелость в этом вопросе, чего нельзя сказать о Франции. Вспомните также о том, что некоторые голливудские актеры, например, Чарлтон Хестон (Charlton Heston) и Пол Ньюман (Paul Newman), боролись против сегрегации.

— Взгляд американцев на европейскую историю не соответствует действительности?

— Кино всегда отличается от действительности. Раньше, когда американцы снимали фильм о Париже, то парижан неизменно представляли следующим образом: берет на голове, багет под мышкой и бутылка вина в руке. Это был не слишком-то серьезный подход. Тем не менее, когда они снимали картину о военных операциях США в 1917 или 1944 году, то ни о каких шутках речи уже не было.

Патрик Брион, специалист по истории кинематографа и ведущий кино-клуба.