В СМИ отнеслись с пристальным вниманием к «резкой» реакции России на атаку израильских ВВС в Сирии и заявлению министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова о неприемлемости действий Израиля в отношении Сирии, которые противоречат Уставу ООН (Zaman, 31.01, Olay, 1.02). Как подчеркивали издания, министерство иностранных дел РФ в очередной раз выразило мнение о необходимости диалога всех противоборствующих в Сирии сторон на основе достигнутых в Женеве договоренностей и недопустимости внешнего военного вмешательства в Сирии.
Опираясь на сведения, полученные от представителя израильской разведки в беседе с газетой Times, Milliyet (1.02) сообщает, что действительной целью боевой акции Израиля являлось предотвращение попадания химического оружия, находящегося в Сирии, под контроль Хезболлы, и специальная израильская «комиссия» якобы обсуждала беспокойство Тель-Авива с США и Россией.
Как отмечает Vatan (1.02), реакция России, поддерживающей сирийский режим, не заставила себя ждать. Между тем, события, связанные с обстрелом Израилем сирийской территории, – это помощь США со стороны Тель-Авива в разжигании крупномасштабной войны на Ближнем Востоке, которую должна была начать Турция после определенной провокации. Star (1.02) акцентирует внимание на том факте, что «до израильской операции Россия впервые подвергла критике Башара Асада и намекнула, что его пребывание у власти подходит к концу». Обозреватель заключает, что Ближний Восток стал ареной масштабной борьбы внешних заинтересованных игроков, в том числе и России.
Наибольшее число комментариев пресса продолжает посвящать Шанхайской организации сотрудничества и перспективам членства в ней Турции. В критическом ключе Milliyet (1.02) отмечает, что государств-членов ШОС в значительной степени объединяют авторитарные взгляды на оппозиционные движения и права человека: в частности, в докладе Международной федерации по правам человека ШОС определяется как «благодатная почва для нарушения» этих прав. Подчеркивается, что в западных СМИ ШОС воспринимается как «клуб автократов» в связи с недостаточным развитием демократии и правового государства в странах-участницах организации.
Помимо отсутствия у членов ШОС приоритетных демократических ценностей и предпочтения в пользу более авторитарного порядка, вступлению Турции в ШОС будет препятствовать сирийский и кипрский вопросы, а также ЗРК «Пэтриот», полагает Milliyet (1.02).
Обозреватель Yeni Mesaj (1.02) отмечает высокий уровень сотрудничества государств «шанхайской шестерки» прежде всего по таким вопросам, как торговля, энергетика, политика и безопасность. Получение статуса «партнера по диалогу» в определенной степени способствует развитию отношений Турции с государствами ШОС. Между тем, комментатор убежден: ни Россия, ни Китай не пожелают видеть в рядах организации члена НАТО, и условием членства Турции в ШОС является не столько отказ от ЕС, сколько выход из НАТО.
При этом российские эксперты в целом благоприятно относятся к вступлению Турции в ШОС и считают это возможным, пишет Zaman (31.01). По мнению Федора Лукьянова, главного редактора журнала «Россия в глобальной политике», беспокойство вызывает вопрос о том, как членство Турции в ШОС, наряду с Россией и Китаем, повлияет на баланс в организации. Против членства Турции в ШОС может быть Китай, который убежден, что Турция оказывает поддержку тюркам, проживающим в Уйгуро-Синьцзянском автономном районе. Тогда условием для вступления в организацию может стать необходимость отказа Турции от поддержки тюрок-уйгуров.
Официальный представитель МИД Турции Сельчук Унал отметил, что Турция хотела бы стать наблюдателем Шанхайской организации сотрудничества, и, принимая во внимание возможности организации, Анкара стремится развивать с ней многостороннее сотрудничество (Cumhuriyet, 31.01).