(Отрывок из книги Брайана Хэара и Ванессы Вудс «How Dogs Are Smarter Than You Think» (Почему собаки умнее, чем вы думаете).
Мистик - это собака, живущая в Лола-Я-Бонобо (заповедник в Демократической Республике Конго), где мы с Ванессой изучаем карликовых шимпанзе бонобо. Днем она ласковая и застенчивая, но по ночам превращается совсем в другое животное. Мистик охраняет наш дом и злобно лает всякий раз, когда кто-то оказывается в пределах слышимости. В Конго дополнительные меры безопасности обычно только приветствуются. Единственная проблема в том, что наш дом находится на главной дороге, по которой после наступления темноты туда-сюда ходит персонал ночной смены. Мистик с сознанием долга гавкает на всех прохожих, и при этом для нее неважно даже то, что некоторых из них она знает всю свою жизнь. Со временем мы научились просто не замечать собачий лай. Но если действительно возникнет причина для беспокойства (типа незнакомца с ружьем), залает ли Мистик иначе, чтобы насторожить нас и предупредить об опасности, каким-то образом сообщив, что к дому приближается плохой человек?
Читайте также: Когда животное следует считать личностью?
Голосовые сигналы у собак бывают очень сложные. Реймонд Коппингер (Raymond Coppinger) отмечал, что у большинства собак голосовые сигналы состоят из лая, и лай кажется неразборчивым и беспорядочным. Коппингер писал о собаке, которая должна была сторожить скот на пастбище. Пес лаял непрерывно на протяжении семи часов, хотя на расстоянии нескольких миль от него не было ни единой собаки. Если лай - это коммуникация, то собаки не будут лаять, когда их никто не слышит. Коппингеру казалось, что пес просто дает волю какому-то своему внутреннему возбуждению. Модель такого возбуждения состоит в том, что собаки свой лай не контролируют. Они не принимают во внимание тех, кто их слушает, а их гавканье не содержит никакой информации и говорит только об эмоциональном состоянии лающего животного.
Возможно, лай - это просто побочный продукт одомашнивания. В отличие от собак, волки лают очень редко. Лай у волка составляет лишь 3% его голосовых сигналов. Между тем, в ходе экспериментов лисы в России (эти лисы приручены и ведут себя послушно) лают, когда видят людей. В то же время, обычная лиса на человека не лает. Частый лай в возбужденном состоянии - это, вероятно, еще одно последствие селекции с целью снижения агрессивности.
Однако последние исследования указывают на то, что в лае есть нечто большее, чем нам кажется. У собак весьма пластичные голосовые связки или, как говорят ученые, «модифицируемый голосовой тракт». Собаки могут тонко и едва различимо менять тембр своего голоса, производя большое многообразие звуков, которые могут иметь разные значения. Собаки могут даже менять свой голос так, что это будет понятно другим собакам, но не человеку. Когда ученые сделали спектрограммы (или картинки собачьего лая), оказалось, что лай бывает разный, причем даже у одного и того же пса. В зависимости от обстановки собачий лай может меняться по темпу, напряженности и амплитуде. Возможно, это служит для передачи разных значений.
Также по теме: Кошки убивают до 25 миллиардов птиц и млекопитающих
Я знаю двух австралийских собак по кличке Шоколадка и Сина, которые любят играть на пляже в догонялки. Если бросить мячик, они со всех лап кидаются в волны и наперегонки спешат схватить этот магический кусок резины. Когда мяч хватает Шоколадка, Сина неизменно пытается вырвать его у соперницы из пасти, хотя та громко рычит. Собаки также вместе едят, но когда Сина пытается проделать тот же самый трюк с едой Шоколадки, результат бывает совершенно иной. Шоколадка тихо и спокойно рычит, и предупрежденная Сина отходит прочь.
Трудно понять, как Сина понимает, когда отнимать у Шоколадки что-то из пасти можно, а когда нельзя, ведь рычание в обоих случаях раздается, когда Шоколадка злится и не хочет делиться. И вообще, во время игры рычание Шоколадки кажется более громким и страшным, чем когда она ест.
Эксперименты показали, что собаки лают и рычат по-разному, передавая разные сообщения. В ходе одного эксперимента ученые записали «пищевое рычание», когда собака рычала из-за еды, а потом рычание собаки на приближающегося незнакомца. Затем они проиграли разные варианты рычания собаке, подходившей к аппетитной косточке. Когда собака слышала «пищевое рычание», она начинала колебаться, приближаясь к кости. Когда звучало рычание на незнакомца, особых признаков сомнений она не проявляла.
Читайте также: Вымирание видов? Это не так уж и плохо
В ходе другого эксперимента ученые записали «одиночный лай», то есть, лай собаки, когда она была одна, а затем лай при приближении незнакомца. Когда они проигрывали этот «одиночный лай» разным собакам, те проявляли к нему меньше внимания. Но когда ученые начинали проигрывать лай на приближающегося незнакомца, собаки сразу настораживались. Когда последовательность лая меняли, реакция у собак тоже менялась соответствующим образом. Это говорит о том, что они четко различают разные типы лая. В ходе аналогичного эксперимента собаки легко смогли различить лай своих разных собратьев.
Насколько хорошо люди понимают то, что говорят собаки? Ученые проиграли группе людей целый сборник собачьего лая. Независимо от того, была у них своя собака или нет, большая часть людей сумела отличить лай собаки в одиночестве от лая на незнакомца, лай игривый от лая агрессивного. В отличие от собак, люди плохо смогли отличить лай одного пса от лая другого. Они находили такие различия лишь в том случае, когда слышали лай на незнакомца. Это как раз тот момент, когда хозяину собаки больше всего хочется понять значение собачьего лая, ибо незнакомец может означать беду.
Эти начальные исследования показывают, что рычание и лай имеют смысл и значение, которое понимают собаки, а в некоторых случаях и люди. Такая сложность стала неожиданностью. Конечно, наши собаки всегда все это знали – достаточно спросить Шоколадку и Сину. Однако мы знаем очень мало о звуковом поведении собак.
Брайан Хэар - доцент эволюционной антропологии, работающий в Университете Дюка и в Центре когнитивной нейробиологии, где он основал Центр познавательных способностей псовых. Ванесса Вудс – научный сотрудник этого центра, известная журналистка и автор книги «Bonobo Handshake: A Memoir of Love and Adventure in the Congo» (Рукопожатие бонобо. Воспоминания о любви и приключениях в Конго). Хэар и Вудс женаты и живут в Северной Каролине.