Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Оружия вокруг больше, чем кажется

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Оружие в Швейцарии можно найти буквально везде. Страна находится на третьем месте в мире после США и Йемена по плотности его распространения. Ощущение такое, что она готовится к войне, но точных цифр привести невозможно: не каждая единица оружия зарегистрирована, а общего оружейного реестра в Швейцарии до сих пор нет.

Оружие в Швейцарии можно найти буквально везде. Страна находится на третьем месте в мире после США и Йемена по плотности его распространения. Ощущение такое, что она готовится к войне, но точных цифр привести невозможно: не каждая единица оружия зарегистрирована, а общего оружейного реестра в Швейцарии до сих пор нет.

Сколько карабинов, автоматов и пистолетов находятся в шкафах, хранятся на чердаках, висят над каминами в гостиных у граждан Швейцарии? Никто точно не знает. По мнению левых политиков, в любом случае, их больше, чем следовало бы. Народная законодательная инициатива, благодаря принятию которой доступ к оружию оказался бы ограничен, была, однако, отклонена в феврале 2011 года более чем 56% голосов избирателей.

Сторонники этой инициативы утверждали, что на руках у граждан страны находятся 2,3 млн. единиц огнестрельного оружия, то есть, в стране на 100 жителей приходятся 29 единиц оружия. По оценкам, содержащимся в аналитических выкладках исследовательского центра «Small Arms Survey» («Обзор легкого стрелкового оружия») при женевском Институте исследования проблем международных отношений и развития («Graduate Institute of International and Development Studies»), количество единиц оружия на руках у граждан еще больше — 3,4 млн., то есть 42 единицы на 100 человек.

В любом случае зарегистрирована лишь небольшая часть этого арсенала — примерно 600 тыс. единиц. «Незарегистрированного оружия в обществе гораздо больше, чем думают политики», — говорит Пьер-Ален Дюфо (Pierre-Alain Dufaux), владелец оружейного магазина недалеко от г. Фрибур.

Читайте также: Малыш, не забудь свой пистолет

Каждый день по покойнику?

По данным официальной статистики за 2010 год количество лиц, погибших в Швейцарии в результате применения огнестрельного оружия, сокращается — с 466 (1998 г.) до 259 человек в год (2008 г.).

Более актуальных цифр пока нет.

Массовые побоища в школах по образцу трагедий в США или Германии в Швейцарии очень редки. Печальным исключением были события сентября 2001 года, когда вооруженный штурмовой винтовкой преступник убил 14 депутатов кантонального парламента в кантоне Цуг.

2 января 2013 года в валлийской деревне Дайон (Wallis) вооруженный преступник убил из огнестрельного оружия трех человек.

Основное количество смертельных случаев с участием оружия относится в Швейцарии к категории самоубийств. Эта тема практически не обсуждается в СМИ, так как для журналистов самоубийства не представляют особого интереса.

Оружие


Долгий путь

Создание Единого оружейного реестра — таково было одно из центральных требований провалившейся народной инициативы.

Также по теме: «Правда», оружие и Америка

На следующий день после голосования руководители кантональных ведомств полиции объявили, что отныне кантональные реестры оружия, которые существуют с 2008 года, будут связаны между собой. Эти реестры, правда, охватывают только то оружие, что было законно приобретено или унаследовано после 2008 года. Не включено в списки незаконно приобретенное оружие, а также оружие, которое сохранили солдаты, уволенные в запас из армии в период после 2008 года.

Но вот прошло уже два года, а единой базы данных по оружию в Швейцарии как не было, так и нет. «Мы взялись за работу сразу же после отклонения инициативы, но все-таки это не тот вопрос, который можно решить за два-три месяца», — говорит Роджер Шнеебергер (Roger Schneeberger), генеральный секретарь Конференции руководителей кантональных ведомств юстиции и полиции (KKJPD).

И хотя в каждом кантоне сейчас существует своя собственная система, «мы должны также гарантировать прозрачность информации об оружии, и неважно, на каком языке выполнялся бы поисковый запрос — на немецком, французском или итальянском», — указывает он. Кроме того, поскольку законы сильно различаются в зависимости от кантона, должен быть проведен еще и пересмотр общефедерального законодательства.

Есть информация, что объединение кантональных реестров оружия в единую систему должно быть завершено к концу 2014 года.

Сцены из семейной жизни

Из опубликованного в конце января 2013 года Университетами Берна и Цюриха исследования следует, что огнестрельное оружие часто применяется в рамках семейных ссор и проблем.

Читайте также: Пистолет воспитает россиян?

Ученые подчеркивают, что «ограничение доступа к оружию могло бы значительно сократить количество смертельных случаев хотя бы на семейном уровне».

Оживление дискуссий после трагедии в Дайоне


Драма, которая имела место в начале января 2013 года в деревне Дайон (Daillon), что в кантоне Вале, внесла оживление в дискуссию об ужесточении швейцарского федерального оружейного законодательства.

Конференция руководителей кантональных ведомств юстиции и полиции требует, чтобы все единицы оружия были перерегистрированы. В своем общем письме кантоны призывают соответствующую парламентскую комиссию начать, наконец, действовать и законодательно закрепить обязанность перерегистрации оружия. Еще три недели назад комиссия отказывалась делать это.

Общество за свободное владение оружием «Про Телль» («Pro Tell») выступает против централизованного реестра. Недавно Франк Лёйтенэггер (Frank Leutenegger), журналист, коллекционер оружия и член организации «Про Телль», заявил в одной из передач западно-швейцарского франкоязычного телевидения, что он не доверяет оружейному реестру, «потому что история показывает, что подобные акции всегда заканчиваются конфискациями».

Также по теме: Обама озвучил меры по усилению контроля над оружием

Носить оружие — большая честь

Организация «Про Телль» не пожелала положительно откликнуться на просьбу портала swissinfo.ch об интервью. На их интернет-странице все еще можно найти аргументы против упомянутой инициативы.

Продажа оружия


«Регистрация оружия — это не что иное, как очередная узаконенная слежка, как будто в нашей стране за нами недостаточно пристально следят», — указывается на сайте. «К тому же существует опасность, что многочисленные владельцы законного оружия, которые не захотят регистрироваться, будут каким-либо образом наказаны».

«В этой стране долгое время было большой честью носить оружие», — говорит историк и бывший депутат Национального совета от партии «Зеленых» Джо Ланг (Joe Lang). «В старые времена, например, только мужчины с оружием допускались к участию в делах общины».

Сильный союз

Но при этом Дж. Ланг все равно критикует медлительность бюргерских партий в реформировании оружейного законодательства. Он указывает на силу и влияние швейцарского оружейного лобби. Так, организация «Про Телль» имеет всего лишь 7 600 членов, «но они очень активны и имеют хорошие связи», — говорит Дж. Ланг. «На их встречах бывают многие политики, не обязательно являясь членами этой организации».

Читайте также: Пистолет Макарова

Швейцарское оружейное лобби не ограничивается союзом «Про Телль». В такой стране, как Швейцария, где каждый солдат ежегодно должен отстреливать свои «обязательные патроны», стрельба как вид спорта укоренилась довольно глубоко. Так что не удивительно, что швейцарская «Стрелковая ассоциация» с ее 175 тыс. членами является третьим по значимости спортивным объединением страны.

«Регистрировать или распрощаться»

«Наша цель — в период до 2020 года сократить количество стрелкового оружия на руках у населения до уровня в один миллион единиц», — говорит Дж. Ланг. По мнению партии «Зеленых», с этой целью в стране можно было бы провести широкую разъяснительную кампанию, наподобие кампании за усиление борьбы с ВИЧ/СПИД.

«Регистрируй или прощайся» — под таким лозунгом «Зеленые» планируют обратиться к каждому владельцу оружия, получившему свой «ствол» либо после увольнения из армии, либо просто по наследству. Цель — побудить их либо возвратить в добровольном порядке свое армейское табельное оружие в распоряжение армии, либо, если уж на то пошло, просто продать, с учетом того, что любой акт продажи стал бы автоматически актом регистрации.

Зарегистрировать свое оружие должны были бы также спортсмены-стрелки, охотники и коллекционеры. После определенного переходного срока все незарегистрированное оружие в Швейцарии было бы объявлено вне закона. Удастся ли экологистам добиться этого — сказать сложно.