Младенцы уже в возрасте шести месяцев способны делать прогнозы, основанные на вероятности, что, по мнению авторов проведенного недавно исследования, является более высоким уровнем мышления, чем было принято считать раньше.
Если детям в возрасте всего семи месяцев показывают различные выражения лица человека, то они, как и взрослые, дольше всего смотрят на пугающее лицо, что, по мнению ученых, свидетельствует о ранних признаках обработки данных, связанных с эмоциями.
Любой родитель знает, что копирование поведения ребенка, в том числе хлопанье ладошами, доставляет ему удовольствие. Имиджинговая технология подтвердила, что такого рода игры активируют центр удовольствия в мозгу ребенка, тогда как в случае неверно подобранных действий этого не происходит.
Новые лабораторные технологии позволяют ученым более ясно видеть то, что происходит внутри мозга ребенка и наблюдать за тем, как он взаимодействует со своей средой. Полученные выводы позволяют пролить свет на самые ранние стадии обучения.
«Мозг ребенка является тайной, ожидающей своего раскрытия. В нем много секретов, подлежащих разгадке», - отмечает Патрисия Кул (Patricia Kuhl), одна из руководителей Института мозга (Institute for Learning & Brain Sciences) Вашингтонского университета в Сиэтле. Ученые этого института проводят с детьми первые эксперименты с использованием магнитной энцефалографии (MEG), то есть с помощью получаемых визуальных изображений мозга ребенка. Применяемая технология дает возможность исследователям фиксировать изменения магнитного поля вблизи мозга ребенка, который в этот момент сидит под аппаратом, напоминающим большой фен для сушки волос, применяемый в салонах красоты.
Доктор Кул считает, что используемая технология является неинвазивной и тихой, что делает ее идеальной для работы с детьми.
Знание того, как дети учат и обрабатывают язык и эмоции, является важным для разработки оптимальной родительской практики, а также ранних обучающих программ, подчеркивают эксперты. Подобного рода знание может также помочь в диагностировании на ранней стадии проблем с обучаемостью.
«Мы уже миллион раз сказали: «Читайте вместе с ребенком, разговаривайте с ним, воспринимайте его реакцию». Однако требуется значительно более высокий уровень важности, чтобы на самом деле подключиться к функции мозга», - подчеркивает Клер Лернер (Claire Lerner), специалист по детскому развитию и директор программ по родительским ресурсам расположенной в Вашингтоне, округ Колумбия, некоммерческой организации Zero to Three, занимающейся распространением методов здорового развития ребенка в раннем возрасте.
Мозг младенца составляет всего 25% от мозга взрослого человека. Но он растет очень быстро и достигает 70% к одному году и 85% к трем годом. Ранний опыт может оказать глубокое и очень продолжительное воздействие на развитие мозга. У детей больше синапсов, то есть связей между нейронами, чем у взрослых людей, утверждают исследователи. Со временем эти связи теряются, если мы их не используем. Так, например, развитие здоровой способности зрительного восприятия зависит от способности нормально видеть, необходимой для развития зрительной зоны коры. Если она не используется - например, по причине проблем со зрительным восприятием, - то существующие связи сокращаются.
Тем не менее проблемы развития в раннем детстве не обязательно должны носить перманентный характер, - считает Мурали Дораисвами (P. Murali Doraiswami), профессор психиатрии Медицинского центра Университета Дьюка (Duke University Medical Center), расположенного в городе Дарем, штат Северная Каролина. Многие когнитивные способности начинают полностью развиваться только в подростковом возрасте, считает он. И, кроме того, мозг ребенка пластичен, способен к перепрограммированию одной своей части для замещения другой. «Определенно можно сказать, что мозг ребенка пытается, насколько возможно, уровнять правила игры для того, чтобы компенсировать неблагоприятные факторы окружающей среды», - подчеркивает он.
Изучение того, как дети усваивают языковые навыки, в какой-то момент поможет понять, почему развитие в определенном случае пошло в неправильном направлении, и это позволит уже на раннем этапе лечить такие расстройства, как аутизм, подчеркивает доктор Кул.
В одном исследовании, опубликованном в журнале Brain & Language в январе этого года, доктор Кул и ее коллеги сообщают о том, что способность к восприятию языка у годовалого ребенка может быть предсказана за несколько месяцев до этого. Подобный результат достигается за счет комбинированного исследования серого и белого вещества или нервных клеток и нейронных трактов в тех частях мозга, которые обычно не используются для вербальной обработки, то есть в гиппокампе и мозжечке, обычно связанных с памятью и моторным усвоением.
Полученные данные дают основания предполагать, что дети с лучшей памятью и моторными навыками могут быстрее развивать свои речевые способности, однако пока не ясно, основано ли это на генетических факторах или на факторах среды, подчеркивает доктор Кул. В ходе исследования с участием 19 детей были протестированы вербальные способности у детей в возрасте одного года с помощью оценки их бормотания, их способности распознавать знакомые имена и слова, а также воспроизводить различные звуки.
Специалисты изучают также мыслительные способности детей. Стефании Денисон (Stephanie Denison), профессор психологии Университета Ватерлоо в Онтарио, а также Фэй Сюй (Fei Xu), профессор психологии Калифорнийского университета в городе Беркли, недавно закончили исследование, которое теперь готовится к печати. Его результаты показывают, что младенцы имеют некоторое представление о вероятности.
Эти исследователи провели эксперименты с участием в общей сложности 72 младенцев в возрасте от 10 до 12 месяцев. Сначала их тестировали, пытаясь определить, отдают ли они предпочтение блестящим розовым леденцам или черным. Затем им показали две банки с леденцами: в одной из них пропорция понравившихся им леденцов была выше, а в другой больше было тех леденцов, которые им не понравились. Затем проводившие эксперимент ученые закрыли банки, вытащили из них по леденцу и накрыли каждый леденец отдельной чашкой.
Младенцы, побуждаемые к тому, чтобы найти понравившийся им леденец, примерно в 80% случаев выбирали чашку, в которой, вероятнее всего, находился желанный леденец. «Это показывает, что младенцы могут делать заключения относительно вероятности, - подчеркивает доктор Денисон. - Они также способны управлять своим поведением и передвигаться внутри своего мира».
Большинство людей склонны думать, что дети сосредоточены на самих себе. Растущее количество поведенческих исследований указывают на то, что это может быть не так.
В исследование, представленном в последнем номере журнала Infancy, говорится о том, что родители могут влиять на способность ребенка оказывать помощь и сопереживать, а также выражать сочувствие, если они будут обсуждать со своими маленькими детьми различные эмоции.
В двух представленных в докладе исследованиях, в которых участвовали более 90 детей в возрасте от 18 до 30 месяцев, изучались отношения родитель-ребенок в ходе чтения и рассматривания картинок. «Те дети, которые больше и быстрее помогали и сопереживали, особенно во время заданий, требовавших понимания более сложных эмоций, имели одну особенность: их родители чаще просили их определить и объяснить эмоции, изображенные в книгах», - отмечают исследователи.
«Проведенные исследования показывают, что даже очень маленькие дети уже способны что-то понять из того, что происходит в головах у других людей, и даже в определенной степени могут учитывать точку зрения других людей», - подчеркивает Элисон Гопник (Alison Gopnik), профессор Калифорнийского университета в городе Беркли, проводившая другие исследование в области способности к сопереживанию.