Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Доктрины и стратегии Запада по отношению к Ирану (часть первая)

© коллаж ИноСМИСША и Иран
США и Иран
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С самого начала революции в 1979 году США тратят колоссальные средства на уничтожение исламского Ирана. По отношению к такой сверхдержаве, как Советский союз, США меняли доктрину в среднем каждые 15 лет, а по отношению к Ирану – каждый год. Таким образом, очевидно, что решение ядерной проблемы Ирана является для Запада более сложным, затратным и изнурительным процессом, чем развал Советского Союза.

Читайте также вторую часть.

В настоящее время Исламская республика Иран является самым главным врагом Запада, особенно Соединенных штатов Америки. С самого начала революции в 1979 году США тратят колоссальные средства для уничтожения исламского Ирана. О степени ненависти врагов Ирана как нельзя лучше говорят их злокозненные планы. Ядерная проблема Ирана в последние годы стала первым фронтом «мягкой войны» Ирана и Запада.

Всю серьезность проблемы можно осознать, рассмотрев прошлое внешней политики США. В конфронтации с Советским Союзом в годы холодной войны в 1945-1990 годах эта страна оперировала только тремя доктринами: «массированное возмездие», «гибкое реагирование» и «гарантированное взаимное уничтожение». Однако по отношению к Ирану в период с 11 сентября 2001 до 2011 США реализовали целых 11 доктрин и стратегий. Другими словами, по отношению к такой сверхдержаве, как Советский союз, США меняли доктрину в среднем каждые 15 лет, а по отношению к Ирану – каждый год, хотя все они оказались неудачными.

Перечислим в хронологическом порядке доктрины, применяемые Соединенными Штатами по отношению к Ирану: «Морковки и кнута» (2001-2002), «Хороший полицейский, плохой полицейский» (2003), «Механизм спускового курка» (2004), «Шок и трепет» (2005), «Стратегия цыпленка» (2005), «Стратегия лягушки» (2006), «Нью-йоркский грипп» (2007), «Стратегия постоянной парадигмы» (2008), «Ядовитая морковка» (2008), «Аякс-2» (2009) и «Медея» (2010).

Таким образом, очевидно, что решение ядерной проблемы Ирана является для Запада более сложным, затратным и изнурительным процессом, чем развал Советского Союза.

Запад постоянно меняет свои тактики и стратегии, а на введение стратегии надо отвечать своей стратегией, атакую вражескую.

1. Стратегия «морковки и кнута»


Объявив одновременно Иран и Ирак частью «оси зла», Белый дом приступил к реализации стратегии «морковки и кнута». Согласно этой стратегии, объект влияния, то есть конкретная страна, воспринималась как «дикая лошадь», которую предстояло «укротить». Проголодавшееся животное подкупают морковкой, но как только она съедает немного, ее начинают бить кнутом. Это процесс продолжается до тех пор, пока не удастся полностью укротить лошадь. Такая доктрина по отношению к саддамовскому Ираку принесла свои плоды меньше чем через 14 месяцев, однако Иран ей не поддался. Ни кнут США и Израиля, ни морковка Европейского Союза не подействовали. В качестве морковки члены ЕС Германия, Великобритания и Франция предлагали Ирану ряд преимуществ, за которые США и Израиль били своим кнутом. В качестве примера такой стратегии можно привести события 2003 года. 21 октября между Ираном и тремя европейскими странами был подписал Саадабадский договор, по которому Исламская республика для решения своей ядерной проблемы получила вознаграждение за свое согласие принять дополнительный протокол к Договору о нераспространении. 10 ноября 2003 года Иран подписал этот протокол. В соответствии с доктриной «морковки и кнута», принятие по директиве США 16 декабря 2003 и 15 марта 2004 второй и третьей резолюций в Совете директоров стали тем «кнутом», которым отхлестали Иран. Как видим, Запад берется за «кнут» уже через месяц после того, как угощает «морковкой».

2. Стратегия «хороший полицейский, плохой полицейский»


После краха доктрины «морковки и кнута» позиция Запада смягчилась и приобрела лоск закона. В международном праве существует некий закон, исполнение которого гарантирует «мировое полицейское подразделение», состоящее, между прочим, из армий западных стран. Это глобальное «полицейское ведомство» представлено двумя полицейскими: хорошим и плохим. Великобритания, Франция и Германия как «хороший полицейский» препятствуют развитию иранской ядерной программы и требуют приостановить исследования и технологические работы. Они заявляют: «Согласитесь на наши требования, а иначе сейчас на машине с сиреной приедет «плохой полицейский» (США и Израиль) и силой заставит вас подчиниться». Европейские переговорщики отчетливо доказали свою приверженность данной стратегии на встрече в Париже 15 ноября 2004 года, когда они упорно настаивали на приостановлении всякой ядерной активности Ирана.