Гавана после распада СССР получила в наследство три крупных нефтеперерабатывающих завода - НПЗ «Камило Сьенфуэгос» (г. Сьенфуегос), «Нико Лопес» (г. Гавана) и «Эрманос Диас» (г. Сантьяго де Куба), а также ряд предприятий по регазификации, производству аммиака и карбамида.
Это были предприятия с неэффективным устаревшим оборудованием. Но в советские времена никогда не стоял вопрос о рентабельности производства на Кубе, нефть непрерывным потоком лилась из Страны Советов. В конце 80-х годов Куба получала от бывшего СССР, по разным оценкам, около 14 миллионов тонн нефти в год, при этом часть этой нефти шла на реэкспорт. Причем, ежегодное потребление Кубы составляло 8 миллионов тонн нефти в год.
Долгое время Куба была единственным в этом регионе значимым импортером советской сырой нефти. В течение многих лет эти поставки осуществлялись по так называемой схеме «нефтяного треугольника», когда Венесуэла обязывалась поставлять нефть и нефтепродукты Кубе в обмен на наши аналогичные поставки в страны Восточной Европы.
Куба всегда для Советского Союза играла роль стратегического партнера для продвижения своих политических интересов в странах Латинской Америки, а ради этого «мы за ценой не постоим».
Доставшееся в наследство Кубе высокозатратное и малоэффективное советское оборудование требует замены и модернизации. Однако, найти инвесторов, готовых вложить миллиарды долларов Гаване долгое время не удавалось.
Читайте также: Куба - конец режима?
Приход к власти Уго Чавеса и его ориентация на кубинский опыт построения модели социализма с привнесением идей Боливара резко изменил ситуацию.
Сейчас роль «донора» на Кубе выполняет Венесуэла, и благодаря ее помощи, Острову Свободы удается выживать.
По подсчетам экспертов из университета Майами, Чавес расходует на Кубу 10 миллиардов долларов - это в четыре раза превышает объем кубинских валютных поступлений от туризма. Без таких подпорок остров рискует вновь вернуться в эпоху хаоса, наступившую после прекращения субсидий Москвы.
Напомним, что и до революции Куба закупала нефть в основном в Венесуэле, которая потом перерабатывалась на заводах в Гаване и Сантьяго-де-Куба. В настоящее время Венесуэла поставляет Кубе 100 000 баррелей нефти в день по льготным ценам, в соответствии с Каракасским соглашением от 2001 года.
По оценке экспертов, Куба оплачивает не более 40% от мировой цены на нефть, а разница, согласно двусторонним договоренностям будет погашена через 25 лет. По сути это означает, что Гавана никогда не собирается расплачиваться по своим нефтяным долгам с Венесуэлой, как это она ранее сделала с советскими долгами, которые составляли до 20 миллиардов долларов
Тогда свое нежелание платить по советским долгам кубинские товарищи объяснили просто: Куба понесла разрушительные последствия после распада СССР в 1991 года и прекращения советской помощи, поэтому у нас нет никакого долга перед Москвой.
Также по теме: Россия и Куба развивают взаимовыгодное сотрудничество
В настоящее время с подачи Фиделя Кастро активно прорабатывается возможность привлечения нефтедолларов Венесуэлы для модернизации и последующего совместного использования нефтеперерабатывающего завода в провинции Сьенфуэгос, построенного на острове в начале 90-х годов с помощью бывшего Советского Союза. Мощность завода рассчитана на переработку ежедневно 76 тысяч баррелей нефти. Его модернизацию должна проводить венесуэльская государственная компания PDVSA. По мнению экспертов пуск этого завода на полную мощность позволит Кубе получать половину от всех необходимых стране нефтепродуктов.
Во что обойдется венесуэльцам этот проект?
По мнению руководителя совместного кубинско-венесуэльского предприятия Cubvenpetrol Рикардо Кабальеро, только для расширения и модернизации построенного с помощью СССР нефтеперерабатывающего завода в городе Сьенфуэгос необходимо вложить около 6 миллиардов долларов.
По его словам, около 5 миллиардов долларов понадобятся для модернизации непосредственно НПЗ, еще миллиард с небольшим, уйдет на строительство терминала для сжижения природного газа мощностью 2 миллиона тонн в год. Глава Cuvenpetrol подчеркнул, что после реконструкции мощность НПЗ возрастет в 2,3 раза с нынешних 65 тысяч баррелей в сутки.
Венесуэльцы уже потратили на реактивацию НПЗ около 150 миллионов долларов. Сегодня завод производит бензин, авиационный керосин, дизтопливо, мазут, сжиженный газ. По мощности он в два раза превосходит аналогичный НПЗ в Гаване, и в три раза - в городе Сантьяго-де-Куба.
Читайте также: Кастро прощается с Чавесом
По оценке венесуэльских экспертов, чтобы вывести нефтеперерабатывающую промышленность Кубы на мировой уровень потребуется около 15 миллиардов долларов. В основном эти деньги должны пойти от государственной венесуэльской нефтяной компании PDVSA, финансовое положение которой сейчас не самое лучшее. Внешняя задолженность компании составляет более 47 миллиардов долларов.
Болезнь Уго Чавеса внесла коррективы в грандиозные планы, и, по мнению западных экспертов, наметилась тенденция со стороны ряда венесуэльских руководителей попытаться торпедировать данный проект.
Тем более, что Китай подал четкий сигнал Гаване и Каракасу о невозможности своего участия в «проекте века».
Экс-глава PDVSA Гуайкайпуро Ламеда (Guaicaipuro Lameda) после изучения проекта четко высказался о его нецелесообразности.
«Расчеты показывают, что после многомиллиардных инвестиций проект будет убыточным»,- заявил Ламеда журналистам.
В свою очередь, известный венесуэльский экономист Антонио де ла Крус ( Antonio De La Cruz) следующим образом прокомментировал сложившуюся ситуацию.
«Уго Чавес никогда не принимал в расчет экономическую целесообразность. При принятии экономических решений всегда преобладала политическая выгода. Вероятно, кубинцам удастся на это раз продавить лишенный всякой экономической целесообразности проект. Тем более, что Фидель Кастро постоянно держит руку на пульсе и обладает громадным чутьем на то, как выманить чужие деньги на свои авантюристические проекты, а потом умыть руки. У него это неплохо получилось с русскими, поэтому ему ничего не стоит на этот раз облапошить и венесуэльцев».
Юрий Николаев - бывший собкор РИА Новости в странах Латинской Америки, проведший в регионе более 10 лет.