Богдан Соколовский: «Газпром» не будет доминировать на украинском энергетическом рынке, когда на Украине появится альтернатива, и когда это станет невыгодно власти», - считает эксперт.
На сайте Glavred состоялся чат с экспертом по энергетическим вопросам, бывшим уполномоченным президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богданом Соколовским. Общаясь с читателями, он рассказал, как сложится сотрудничество «Нафтогаза» и «Туркменгаза», кто виноват в повышении цены на российский газ, может ли украинская ГТС перейти Кремлю, при каких условиях Украина сможет избавиться от доминирования «Газпрома» на своем энергетическом рынке, а также зачем привлекается столько внимания к «газовым» вопросам у нас в стране.
Предоставляем стенограмму чата с Богданом Соколовским.
Novoross: Когда же в кухонных конфорках и на отопление квартир будет использоваться национальное достояние - украинские газ по цене 50-60 долларов США за 1000 кубометров? Или эта привилегия только для известных Украинских олигархов, которые Используя на своих предприятиях дешевый Украинский газ - получают сверхприбыли, в то время как население Украины нищает, оплачивая высокую стоимость газа?
Читайте также: Сланцевый газ - «за» и «против»?
Богдан Соколовский: Украинский газ будет в украинских конфорках тогда, когда на Украине будет украинская власть. А олигархов во власть избирает народ. Значит, хочет так жить!
Porada: предлагала ли вам сотрудничество нынешняя власть?
Богдан Соколовский: Не предлагали - видимо, сами справляются.
Porada: Господин Соколовский, если бы вы сегодня работали на аналогичной должности, что бы вы посоветовали президенту в энергетической сфере, какие шаги предпринять в первую очередь? Перечислите, пожалуйста... Спасибо.
Богдан Соколовский: Чтобы советовать, надо знать, что кто-то нуждается в твоих советах. Ющенко нуждался. А Янукович - не знаю.
liga_: Как вы оцениваете перспективы сотрудничества «Нафтогаза Украины» и «Туркменгаза»?
Богдан Соколовский: Договоренности с Туркменией будут повторять договоренности Ющенко 2009-го года, пока не будет решен вопрос транспорта туркменского газа на Украину.
TarasGS: 1. Есть ли Ваша вина в том, что ЕС и Россия выбрасывают Украину из торговли газом, что страны ЕС становятся вместо Украины экономическими партнерами России, транзитными странами для российского газа? 2. Кто виноват в повышении почти в 10 раз цены на российский газ - Вы, Тимошенко, Ющенко ли Янукович? Должна ли Тимошенко сидеть в тюрьме за заключение кабального газового соглашения? 3. Почему во времена Ющенко Украина перестала напрямую закупать туркменский газ? Должны ли Тимошенко и Ющенко отвечать за провальную внешнюю политику и экономический крах Украины в области энергетики? 4. Насколько ЕС нам друзья, если они перетянули на себя от Украины все проекты по добыче и транспортировке российского газа, а вместе с этим – и скидки на газ (как единые экономические партнеры России в текущих проектах в энергетической отрасли)?
Также по теме: Миф о газовое ОПЕК
Богдан Соколовский: Насчет вины, то с нашей, украинской стороны вины - меньше. «Заслуга» большая лежит на россиянах за высокие цены на газ для Украины. Они больше всего боятся это признавать! А как они этого добились - каждый добивается своего доступными и допустимыми методами. Я виноват настолько, насколько виновен каждый член команды. А я был таковым. На самом деле, никто, ни в чем не виноват - есть объективное развитие государства.
polit_ua: Богдан Иванович, начались разговоры о том, что Украина якобы готова продать свою ГТС. Можете ли вы подтвердить или опровергнуть это? Какова вероятность, что газотранспортная система будет куплена россиянами? И сколько она может стоить? И если так произойдет, куда пойдут средства?
Богдан Соколовский: ГТС Украины нельзя продавать! Никто не может оценить в деньгах стоимость политического инструмента. А о доступе Кремля к украинской ГТС, то есть контроля над всей Украиной, россияне говорят давно. Они могут своего добиться - цена будет договорная. Но все равно это будет зависеть от глубины понимания своей ненужности РФ нынешней властью на Украине.
Litvynenko: По вашему мнению, может ли Москва перекрыть поставки газа на Украину в связи с очередным спором по поводу 7 миллиардов долларов за недобор?
Богдан Соколовский: В этом году уже поздно начинать газовые войны. Да и у россиян нет мотивации - в 2009-м была - завышенные цены для Украины. Кремль разве что может начать войну в ущерб себе. Но, насколько я понимаю, там сейчас так не думают - готовятся к внутренним проблемам.
Читайте также: Газ для Межигорья
Omega: Господин Богдан, почему в российско-украинских «газовых» переговорах, как правило, Россию представляет Миллер, а Украину политики, а не глава НАК «Нафтогаз Украины»?
Богдан Соколовский: О том, что Миллеру на официальных переговорах противостоит Бойко, министр, а теперь вице-премьер-министр, я говорил и раньше. Это унижение Украины и нас с Вами. Дубина вел переговоры с Миллером и не унижал нас! А это, что происходит - хамское нарушение протокола и унижение всех граждан Украины, безотносительно к региону их происхождения.
Litvynenko: Назовите, пожалуйста, конкретную цифру - какой должна быть цена на российский газ для Украины. И почему?
Богдан Соколовский: Никто эту цифру не назовет, потому что рынка газа нет как такового. Все - по договоренности или «по понятиям».
Litvynenko: Господин Богдан, что, по вашей оценке, на самом деле (по факту) дали Украине Харьковские соглашения?
Богдан Соколовский: Харьковские соглашения оцениваю крайне негативно.
Kiianyn: Богдан Иванович, чем вы сейчас занимаетесь? Почему не пытаетесь применить свой опыт и знания под куполом Рады?
Богдан Соколовский: Сейчас я занимаюсь в основном домашними делами. А чтобы быть «под куполом» - пожалуй, надо знать, что твой опыт кому-то нужен. Сейчас, пожалуй, не те времена.
dim-dim: Когда, по Вашим оценкам, Украина сможет избавиться от доминирования «Газпрома» на своем энергетическом рынке? Спасибо.
Также по теме: Туркмения сохранит прагматизм в вопросах энергетики
Богдан Соколовский: Доминирование «Газпрома» не будет тогда, когда а) станет технически возможным иметь альтернативу, или как теперь называют - диверсификацию б) когда это станет невыгодно власти. Сейчас еще нет ни того, ни другого.
dim-dim: Как случилось, что газ стал политическим вопросом? И видите ли Вы способ, как его можно отделить от политики?
Богдан Соколовский: Газ стал политической категорией в начале 90-х годов, при Кравчуке и Ельцине. Мы в этом мало виноваты - не было соответствующего опыта. С тех пор газом занимаются первые лица государства, будто им нечем больше заниматься!
dim-dim: Как Вы считаете, в случае присоединения Украины к Таможенному союзу или иных политических и экономических объединений с Россией, получит ли Украина скидку на газ, или будет так же как с Харьковским соглашением?
Богдан Соколовский: Вступление в Таможенный Союз ничего хорошего не принесет. Здесь Кремль попал «в штангу», предоставив нам и миру примеры Белоруссии, Армении. Кажется, власть начала это разуметь. По крайней мере «понимать».
Odessit: Политики так намутили с газом, что, пожалуй, уже и сами запутались. Где выход? Почему-то о нефти ничего не слышно так, как о газе. Спасибо за ответ!
Читайте также: Газ - Россия возобновляет спор с Украиной
Богдан Соколовский: То, что «намутили» - это такое впечатление, чтобы отвлечь внимание от насущных проблем. Ведь что бы обсуждали люди, не будь газовой тематики? Говорили о пенсиях, зарплатах, подорожании и т.п. А кому это выгодно? А так, с одной стороны - «они воруют», а с другой - «предшественники виноваты». И никаких других проблем в государствах! Выход один - газом должны заниматься бизнесмены под контролем государства, как углем или рудой, или же ядерным топливом и другим сырьем или полуфабрикатами.
volodumur59: Господин Богдан! На Украине избыток электроэнергии. Почему растет цена для населения, и почему приватизировали прибыльные облэнерго?
Богдан Соколовский: На самом деле избытка электроэнергии нет - мы потребляем на душу населения в 3-4 раза меньше электроэнергии, чем в развитых странах. Кроме того, по электроэнергии мы зависимы от монополиста более чем на 50%. Но об этом пытается власть не говорить. А что продают - кому это выгодно, он зарабатывает.
Zhena: Господин Богдан, как внутренние проблемы «Газпрома» - падение добычи и доходов, падение стоимости акций, вынужденный пересмотр цен для европейских клиентов - влияют на него, как на переговорщика с Украиной? Ослабляют или делают более агрессивным?
Богдан Соколовский: Все Вами перечисленные факторы и ослабляют, и делают «Газпром» более агрессивным, что также является ослаблением на переговорах - агрессия очень нежелательный фактор в переговорах. Надо только уметь этим воспользоваться! А нашим переговорщикам, как показывает опыт, не повезло с этим.
Перевод: Антон Ефремов.