На внутренних рейсах «Турецких авиалиний» запрещено употребление алкоголя. При осуществлении полетов по отдельным направлениям в рамках международных рейсов спиртные напитки также предлагаться не будут. За последнюю неделю этот вопрос стал наиболее дискуссионным и обсуждаемым в Турции.
Справедливо или ошибочно решение, принятое «Турецкими авиалиниями»?
Вопрос о спиртных напитках на борту авиалайнера возник не только в «Турецких авиалиниях». Кроме американских и нескольких европейских авиалиний, алкогольный запрет - вопрос, который обсуждается и остается актуальным практически для всех авиакомпаний. Количество пьяных дебошей с участием пассажиров, принявших лишнего спиртного, в мире в целом только за последний год достигло почти 3-х тысяч. Большая часть зафиксированных случаев представляла угрозу для безопасности полета. Вопрос о запрете спиртных напитков на борту воздушного судна и проноса пассажирами в самолет алкоголя впервые особенно остро возник в России.
Столкнувшись с нарушениями порядка на борту самолета из-за создаваемых нетрезвыми пассажирами бесчинств и проблем во время полета Россия готова принять радикальные меры. Решение о запрете тщательно обдумывалось после инцидента в российском самолете, следовавшем по направлению из Москвы в Египет, в ходе которого изрядно выпивший пассажир подверг риску безопасность полета и нанес увечья бортпроводнику.
Читайте также: Алкоголь как терроризм
В России ведется подготовка закона, запрещающего употребление спиртных напитков в российских самолетах, как в рамках внутренних, так и международных рейсов. Украина и Венгрия также готовятся поднять вопрос о подобных ограничениях.
Я не буду рассматривать этот вопрос с религиозной или политической точек зрения, поскольку, на мой взгляд, в большей степени на него необходимо обратить внимание несколько с других позиций, прежде всего - в рамках социального и экономического измерений.
Экономическое измерение вопроса состоит в том, что предлагаемая как угощение алкогольная продукция входит в число существенных для авиакомпаний доходов. Стоимость этой продукции отражается на цене авиабилетов. Согласно статистическим данным авиа-индустрии, услуга по предоставлению алкогольной продукции на борту самолета влияет на увеличение стоимости билетов в среднем почти на 10%. Запрет спиртных напитков приведет, пусть и к небольшому, снижению цены на авиабилеты.
Социальное измерение вопроса представляется гораздо более серьезным, чем экономическое. Спровоцированный нетрезвым пассажиром дебош - явление, которое, в первую очередь, оставляет неприятные впечатления от полета у остальных пассажиров. Кому в ходе трехчасового полета хотелось бы наблюдать рядом с собой изрядно выпившего соседа?
Также по теме: Невероятно безопасный год для авиаперелетов
Пока мир обсуждает запрет на распитие алкогольных напитков в самолете, ответ на вопрос о том, почему он стал актуальным для Турции, необходимо адресовать руководству «Турецких авиалиний». Вместо того, чтобы ликвидировать услугу предоставления спиртных напитков в самолете, изобличая для общественного мнения вышеперечисленные измерения, предпринимались попытки сделать это без привлечения внимания общественности. В результате в общественном мнении возникли споры о намерениях руководства «Турецких авиалиний».
Вы можете хорошо управлять компанией, однако принимаемые вами решения должны внушать людям доверие. На мой взгляд, основная проблема «Турецких авиалиний» - именно доверие. Имидж радикальных исламистов, формирующийся в общественном мнении вокруг руководства «Турецких авиалиний», в значительной степени скрыл истинную цель алкогольного запрета.
Необходимо, чтобы руководство авиакомпании, оставив в стороне свою философию: «если это сделал я, то это свершившийся факт», профессионально просветило общественное мнение.
Инициатива о запрете в православной стране, такой, как Россия, снискала высокую поддержку со стороны общественного мнения, при этом велось активное обсуждение этого вопроса в стране, 99% которой составляют мусульмане. И это очередной повод, требующий, чтобы руководство «Турецких авиалиний» снова взвесило все «за» и «против» и тщательно просчитало последствия своего решения.
Те, кто способен дать всемирно известным спортсменам миллионы долларов за их участие в рекламных кампаниях, в вопросе, по которому они занимают справедливую позицию, к сожалению, потерпели неудачу, если принимать во внимание отсутствие доверия в отношениях с народом.