В 2012 году в Китае насчитывалось 113 миллиардеров. Лор де Шарет и Марион Зипфель погрузились в мир китайского бизнеса и встретились с новыми членами клуба самых богатых граждан страны. Отрывок из книги «Китай, новые красные миллиардеры» (Chine, les nouveaux milliardaires rouges).
На самом верху башни крупнейшей китайской корпорации CITIC находится один из самых элитарных клубов столицы. Лифт меньше чем за минуту поднимает вас на 50-й этаж, где перед вами открывается панорамный вид на посольский район, стадион «Птичье гнездо» и даже подпирающую горы Великую китайскую стену, которую можно рассмотреть при хорошей погоде.
Добро пожаловать в Capital Club, закрытый частный клуб, куда пускают около тысячи руководителей крупнейших предприятий, успешных бизнесменов и послов. Будь то китайские или иностранные граждане, всех их объединяет влиятельность и толстый кошелек, который в Китае больше чем где бы то ни было служит признаком огромной власти.
Как только вы выходите из лифта, вас сразу же просят выключить мобильный телефон. Существует здесь и жесткий дресс-код: допускаются лишь деловые костюмы, а джинсы, футболки и шорты строжайшим образом запрещены. Несмотря на совершенно спокойную и расслабленную атмосферу, которая так не похожа на обстановку в зачастую чопорных парижских клубах, здесь все же придерживаются определенных правил приличия. Так, например, видного бизнесмена исключили из клуба за то, что тот положил ноги на столик...
Читайте также: Разбившийся «Феррари» вызвал политическую бурю
Небольшие уютные гостиные в золотых и коричневых тонах наполняют звуки классической музыки. На густых коврах красуются старинные китайские шкафы из сандалового дерева. Генеральный директор клуба, француз Бертран Петтон (Bertrand Petton) расхаживает вокруг с лучезарным видом, приветствует гостей дружескими шутками и непринужденно представляет их друг другу. Он легко лавирует в этой среде, которая за неимением богатой истории пропитана миллионными сделками.
«Этот пекинский клуб был открыт в 1994 году и стал первым в стране, — объясняет он. — Его задачей было облегчить ведение бизнеса между Китаем и остальным миром по поручению Дэн Сяопина».
Подыскать партнеров правительство поручило крупнейшей и самой старой китайской финансовой корпорации CITIC.
«Нужно было подходящее место для их достойной встречи», — продолжает Бертран Петтон.
В результате через эти стены текут миллионы долларов. Так, например, в одной из 12-ти гостиных, в которые можно попасть из пустующего на первый взгляд коридора, EADS подписала соглашение о продаже китайским властям нескольких вертолетов Eurocopter. Кроме того, здесь же, в специальной комнате руководства CITIC, которое может в любой момент отправиться на встречу или деловой обед, был заключен договор на прокладку автомагистрали в Магрибе и строительство Тегеранского метро с сыном президента Исламской Республики Иран Махмуда Ахмадинежада.
«Обычно когда бизнесмены, которые уже много часов ведут переговоры за закрытыми дверями, заказывают коньяк Louis XIII, это хороший знак: договор вот-вот будет подписан, — рассказывает Бертран Петтон. — Кроме того, многие министры тоже любят проводить здесь встречи, потому что они знают, что здание охраняется, протокол соблюдается неукоснительно, и не будет никаких посторонних».
Также по теме: Международные школы - окно за границу для богатых детей?
Несколько бизнесменов вместе заходят в клуб в обеденное время и направляются в сторону ресторана. Там посетителей встречают белые орхидеи, среди которых порхают очаровательные сотрудницы. Членство в Capital Club стоит 150 000 юаней (17 000 евро) для одного человека и 180 000 юаней (20 000 евро) для предприятия. Ежемесячный взнос составляет 1 600 юаней (180 евро). Заявки на вступление рассматриваются руководством лишь после рекомендации одного из членов клуба.
Здесь можно встретить многих из богатейших людей страны первого поколения. Эти немолодые бизнесмены 60 с лишним лет, которых в местной прессе прозвали «императорами» (по контрасту с «новыми хозяевами» второго поколения), сформировали первую волну миллиардеров. Эти некогда бедные, но готовые пойти на любой риск люди в полной мере воспользовались экономической открытостью, которой дал старт Дэн Сяопин в начале 1980-х годов. В их числе есть те, кто начинал бизнес всего с несколькими юанями в кармане. Настоящая американская мечта в ее китайском исполнении.
Лор де Шаретт, корреспондент le Nouvel Économiste à в Сингапуре с 2010 года.
Марион Зипфель, специалист по китайской политике, сотрудница L’Expansion, и нескольких специализированных изданий.