Президент США Барак Обама, выступая с ежегодным посланием к обеим палатам конгресса, заявил о стремлении Белого дома заключить соглашения о свободной торговле с Европой и азиатскими странами. Как повлияют эти «супердоговора» крупнейших мировых экономик на страны Латинской Америки?
Президент США пояснил, что новые соглашение о свободной торговле будут подписаны с 27 странами Евросоюза, - так называемое трансатлантическое соглашение о свободной торговле. Кроме того, будет подписано транстихоокеанское соглашение о партнерстве с рядом азиатских и латиноамериканских стран, расположенных на побережье Тихого океана.
Скорее всего, некоторые страны Латинской Америки от этих экономических мегаблоков выиграют, другие - проиграют.
Для более конкретного анализа, обратимся к конкретным фактам.
Идея заключение трансатлантического соглашения направлена на то, чтобы помочь Европе выйти из затянувшегося экономического кризиса, а также оживить мировую экономику. В случае реализации проекта в мире будет создан самый большой экономический союз, представляющий 47% мировой экономики и треть мировой торговли.
Читайте также: Почему США и Европа нуждаются в сделке по свободной торговле
На сегодняшний день Евросоюз и так является главным торговым партнером США, а таможенные тарифы - одними из самых низких в мире (около 4%). Однако в случае подписания трансатлантического соглашения будут снижены экспортные пошлины, а это приведет к росту торгового оборота. Барак Обама также пытается реанимировать провалившийся в 2005 году план Белого дома по созданию зоны свободной торговли Америк, куда могли бы войти 34 страны Латинской Америки и Карибского бассейна.
По мнению ведущих экономических экспертов в сфере внешней торговли, в случае заключения «мегадоговоров» выиграют в первую очередь Мексика, страны Центральной Америки, Колумбия, Чили и ряд других стран, которые уже заключили соглашения о свободной торговле с США и Евросоюзом.
Проиграют страны, входящие в МЕРКОСУР (общий рынок стран Южной Америки): Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла, так как они не имеют соглашений о свободной торговли ни с США, ни с Евросоюзом.
«Если ты подписал соглашения о свободной торговле с Соединенными Штатами и Евросоюзом, как это, например, сделали Мексика и Колумбия, то ты имеешь кучу преимуществ: это беспошлинный ввоз товаров, низкие налоговые ставки, но самое главное - огромный рынок сбыта», - рассказывает Дэвид Льюис (David Lewis), ведущий специалист одной из торговых консалтинговых фирм в Манчестере.
Также по теме: Экономика Латинской Америки растет, но она нуждается в Европе
Кроме того, страны Латинской Америки, подписавшие соглашения о свободной торговле с США и Европой, имеют больше шансов получать инвестиции, столь необходимые для их экономического роста.
Простой пример: в случае вступления в силу трансатлантического соглашения европейские компании, производящие товары в Колумбии, получат свободный доступ на американский рынок.
Клаудио Лосер (Claudio Loser), бывший высокопоставленной сотрудник МВФ уверен, что в случае реализации соглашений больше всего пострадают Аргентина и Бразилия. Кроме того, странам, входящим в МЕРКОСУР в силу своей закрытости и государственного регулирования будет с каждым разом все труднее и труднее конкурировать со своими латиноамериканскими соседями по цене и качеству.
«Бразилия или Аргентина, возможно, считают, что они смогут продолжать свой экономический рост за счет торговли с Китаем, однако не следует забывать, что на США и Европу приходится 47% мировой экономики, в то время как на Китай - всего около 12%», - отмечает Лосер.
По его мнению, как только китайцы поверят в реальность заключения новых экономических мегаблоков, то они тут же отреагируют созданием аналогичных соглашений с Индией и другими азиатскими странами.
Читайте также: Два зайца международной торговли
Я согласен с мнением экспертов в области международной торговли, и думаю, что если страны МЕРКОСУРа не попытаются войти в создаваемые зоны свободной торговли с Европой и США, то они и дальше будут плестись в хвосте латиноамериканских стран, пытающихся найти свое место в этом непростом глобализованном мире.
Страны МЕРКОСУР представляют всего 8% мировой экономики, и они глубоко ошибаются, когда считают, что они смогут обеспечить себе быстрый экономический рост за счет своей внутренней торговли.
Быстро меняющийся современный мир и глобализация мировой экономики все более становятся похожими на игру, когда участникам требуется как можно быстрее сесть на стул, так как на всех их не хватит, поэтому те страны, которые не понимают этого, могут оказаться вне игры.