MIT, о котором идет речь в этой статье, - это не «наш» MIT, Национальная разведывательная организация (Milli İstihbarat Teşkilatı), а известный технический университет США - Массачусетский технологический институт. Преподаватели этого легендарного образовательного и научно-исследовательского учреждения в количестве 75 человек эффективно работают над созданием Сколковского института науки и технологий, который будет располагаться неподалеку от Москвы.
От других образовательных учреждений России новый университет, известный под сокращенным наименованием Scoltech, будет отличать совершенно особая организационная структура. Цель - обеспечить приобретение Россией более инновационной конкурентоспособности, прежде всего - по сравнению с «возвышающимся» в этом отношении Китаем. Поскольку с помощью существующей в России системы высшего образования сделать это не представляется возможным, в процессе создания института приняли участие американцы.
***
Русские «не жалеют денег» на Scoltech. Их волнует только одно: чтобы этот университет как можно скорее начал действовать и вырабатывать инновационные решения, в которых нуждается страна.
Читайте также: Реформа образования - «лечение» по-русски
Данный университет будет принимать студентов только для последипломного образования, в рамках которого будут присуждаться степени магистров и кандидатов наук. Язык обучения – английский. К 2018 году планируется достичь следующих количественных показателей: набор 1,2 тысячи студентов, а также привлечение к работе института 200 профессоров и 300 научных сотрудников и исследователей. Первые 20 студентов университета в качестве «студентов-делегатов» проведут текущий год в таких престижных учебных заведениях, как Массачусетский технологический институт, Гонконгский университет науки и технологии, Имперский колледж Лондона, Технический университет Цюриха.
Фонд, основанный с целью создания Scoltech, намерен привлечь денежные средства для развития университета нетрадиционным для России способом – через сбор пожертвований. К концу 2014 года планируется собрать 1 миллиард долларов, а к концу 2019 – 2 миллиарда таких средств.
Судя по тому, что новый университет полностью поддерживается руководством России, сбор финансовых средств не обернется «проблемой», благодаря значительному количеству богатых российских бизнесменов, которые придают значение тому, чтобы Россия стала более конкурентоспособной страной современного мира.
***
Еще один важный пункт в начинающейся истории Scoltech связан с тем, что этот проект включает в себя не «только» университет. Также будут созданы 15 образовательных и инновационных центров. На сегодняшний день уже появились три из них: эпидемических болезней и РНК-терапии; электрохимического накопления энергии; исследований стволовых клеток.
Также по теме: В рейтинге лучших систем образования Россия - последняя
В скором времени к таким инновационным центрам, использующим самые передовые технологии в своей области, добавятся новые. Поэтому уже к настоящему моменту в Scoltech поступили предложения о сотрудничестве от 381 университета из 37 стран и 12 ученых – Нобелевских лауреатов.
Этот исследовательский университет, который не имеет аналогов в России, будет междисциплинарным учреждением. Он будет сконцентрирован на выработке решений самых разнообразных проблем, и в этой связи будет сделан упор на инновационные исследования. В то же время будет уделено внимание предпринимательству.
Исследовательские области, выбранные с этой целью: биомедицина, энергетика, информационные коммуникации, атомная энергетика, космос.
Студенты, изучая все эти «жесткие» технические дисциплины, безусловно, нуждаются также в развитии межличностного интеллекта. В этой связи поставлена базовая цель: создать условия для приобретения способности к ясному и прозрачному мышлению, умения делиться им с другими, навыков упорядоченного выражения и письменного изложения собственной мысли, а также обеспечить, чтобы все это способствовало созданию системы мышления, которая содействовала бы генерации креативных и инновационных идей. Видимо, стало очевидно, что технические науки не способны обеспечить полноценного решения при абсолютном отсутствии «мягких» дисциплин.