Афганистан впору переименовывать из «кладбища империй» в «плантацию империй». По данным Управления ООН по наркотикам и преступности, площадь опиумных плантаций в прошлом году достигла 154 тысяч гектаров. Рост наблюдается уже третий год подряд, хотя это и ниже пиковых показателей 2007 года, когда площадь посевов составляла рекордные 193 тысячи гектаров. Какой куш с этого имеет Талибан? То же Управление ООН считает, что талибы получают с наркоторговли где-то 125 миллионов долларов в год, а в 1990-е во время своего контроля над страной зарабатывали около 70-100 миллионов в год. С другой стороны, эти цифры сами по себе мало что говорят, так как лишь 10-15% доходов талибов в Афганистане приходят от контроля над опиумом. Остальные 85% финансов талибам идут от доноров и с «пожертвований населения». Исходя из примерной общей выручки от продажи опиума в самом Афганистане в три миллиарда долларов, выходит, что талибы забирают себе лишь 5% прибыли; примерно 20% зарабатывают непосредственно фермеры, и тогда возникает резонный вопрос: кому достаются 75% прибыли? Автор недавно нашумевшей книги «Жестокий урожай» Жульен Мерсилль считает, что самый большой кусок пирога оседает в карманах правительственных чиновников, полицейских, местных и региональных наркоброкеров и наркобаронов, то есть - в карманах тех, кто пользуется поддержкой сил Коалиции. Причем, сами авторы доклада ООН соглашаются с тем, что сокращение производства наркотиков в Афганистане будет иметь «…минимальное воздействие на стратегическую угрозу мятежа…», практически отрицая связь талибов и наркоторговли. Любопытен и вывод Мерсилля о том, что слишком завышенное значение придается тому факту, что посевы опиума находятся в контролируемых талибами провинциях. В мире популярны наглядные карты с географической разбивкой посевов в Афганистане, вроде бы доказывающие причастность талибов к доходам от опиума, но мало кто говорит о том, что вся денежная масса вертится отнюдь не на юге страны, а как раз в «свободных от посевов» провинциях на севере. И не только денежная масса, но и сам товар. Многим в Афганистане выгодно заявлять об уничтожении посевов в своих провинциях и даже принимать физическое участие в операциях по уничтожению и при этом оставаться крупными игроками на рынке торговли опиумом.
Читайте также: Афганская нарковойна
Тем временем, США и Пакистан заявили о том, что достигли договоренности о работе над созданием нового вида удобрений, которые нельзя будет использовать при изготовлении самодельных взрывных устройств талибами. Американцам все же удалось возобновить переговоры с представителями компании Fatima Group, которая является практически монополистом по производству удобрений на границе с Афганистаном и два завода которой снабжают опасным товаром регион. Пакистанцы из данной компании сообщили Пентагону, что они прекратили поставки удобрений 228 подозрительным дилерам, что сделают более заметной и яркой маркировку мешков с удобрениями, чтобы их было проще отслеживать на границе и рынках, и что они готовы работать над созданием новой формулы. Учитывая, что переговоры с Fatima Group американцы ведут уже не первый год без всяких ощутимых результатов, трудно сказать, насколько действенными будут новые громкие заявления о сотрудничестве.
По мнению одного из известных экспертов – профессора Брамы Челлани из Центра политических исследований в Нью-Дели - вывод войск Коалиции из Афганистана может привести к скорому распаду страны, началу новой большой войны в регионе и к так называемой «балканизации или сомализации» Афганистана. Таджики, узбеки, хазарейцы составляют почти половину населения Афганистана. При нынешней ситуации бесконечной войны с талибами многие этнические группы пользуются практически автономными правами, и после ухода Запада из страны, вряд ли они будут готовы вновь поделиться своими правами и свободами с новой властью, какой бы она ни была, а уж тем более - с поборниками идеи «Великого Пуштунистана» или с тем же Карзаем, который готов идти на уступки талибам. За время борьбы с талибами этнические меньшинства не только получили толчок к самоопределению, но и смогли нарастить свою военную силу, хорошо вооружиться и подготовиться к возможному кровавому развалу Афганистана на несколько частей по этническому признаку.
Также по теме: Беспилотники - мастера на все руки
Возвращаясь к событиям в Африке, можно отметить, что большой ажиотаж в зарубежных СМИ вызвала находка в Тимбукту распечатанной на принтере инструкции Аль-Каиды по спасению исламистов от удара воздушных дронов. На самом деле данное руководство фигурирует на джихадистких форумах уже много лет и никогда не привлекало особого внимания западных СМИ, но тут под горячую тему оно пришлось кстати, и часть текста даже наконец-то удосужились перевести на английский язык. Речь идет о 22 пунктах, которые подсказывают джихадистам, как уменьшить риск атаки дронов, включая укрытие машин в тени больших деревьев, измазывание транспортных средств грязью, обивкой их обычными или травяными коврами, размещение отражающего стекла на крыше и так далее. Цели три: слиться с пейзажем, понизить тепловое излучение или ослепить и сбить с толку машину в небе. И все эти пункты, по словам жителей Тимбукту, исламисты в Мали действительно активно применяли на деле. С начала войны они скупали или конфисковывали ковры, загоняли машины внутрь домов или под ветви самых крупных деревьев, к огромному удивлению местных жителей покупали сахар мешками, чтобы из него и грязи сделать липкий раствор для покрытия своих машин. Еще одной любопытной тактикой исламистов стало создание фальшивых «групповых встреч» с использованием кукол и статуй, которые помещались таким образом, чтобы создать с воздуха впечатление сходки большого количества боевиков и спровоцировать бесполезный удар с воздуха по «кукольной шуре».
Читайте также: Нас убьют роботы
Идея спасения от «ока дронов» все больше завладевает умами. В интернете активно обсуждаются, например, архитектурные проекты создания исламских городов, которые были бы непроницаемы для камер и сенсоров военных и гражданских беспилотников. Американский студент Ашер Кон предложил свою версию «Города Шуры», в котором специальные навесы создавали бы необычные узоры из тени, усложняющие работу операторам дронов. Предложил применять как можно больше флагов и воздушных змеев, канатов, перетяжек, а также специальных вентиляционных систем с целью понижения температуры для камер слежения, тем самым делая невозможным тепловое фиксирование целей. Помимо городов, спасающих людей от дронов, в работу над личной безопасностью включились даже модельеры-дизайнеры, которые предлагают создавать одежду, препятствующую тепловому излучению, в том числе - специальные хиджабы. По словам дизайнера Эдама Харви из Нью-Йорка, если нарядить человека в одежду из металлизированной ткани, то она будет задерживать тепловые лучи и сделает беспилотники «слепыми». Кроме того, Харви уже четыре года работает над проектами по изменению лица с помощью причесок, татуировок и специального макияжа таким образом, чтобы при работе камер слежения не срабатывали алгоритмы опознания лица.