Каждому американскому президенту после окончания Второй мировой войны приходилось сталкиваться с необычайными рисками в сфере безопасности и с вызовами, связанными с ядерным оружием. Угроза возможного применения ядерного оружия, будь то ядерная война, случайное происшествие, распространение ядерного оружия или терроризм, заставила предпринять серьезные и упорядоченные шаги по контролю, снижению и предотвращению рисков, связанных с ядерным оружием. В течение нескольких десятилетий был достигнут существенный прогресс в деле сокращения ядерных вооружений и выработке международных соглашений о его нераспространении.
В последние годы мы вчетвером выступали в поддержку двух важных политических инициатив: это новый Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений с Россией от 2010 года (СНВ-3), позволивший на основе контроля и проверок сократить ядерные арсеналы двух стран; и саммиты по ядерной безопасности 2010 и 2012 годов, послужившие импульсом для всеобщих усилий по обеспечению безопасности и сохранности ядерных вооружений и материалов. Обе эти инициативы представляют собой значительный и обнадеживающий шаг, способный еще больше закрепить двусторонние договоренности, достигнутые за прошлые десятилетия. Прежде всего, следует отметить, что общее количество ядерных вооружений в настоящее время составляет менее одной трети от арсеналов 1986 года, когда в Рейкьявике состоялся саммит между Рейганом и Горбачевым.
Несмотря на все эти существенные усилия, риски, связанные с ядерным оружием, по-прежнему весьма реальны. Технический прогресс и распространение ядерного оружия в ряде новых государств усугубляется тревожным благодушием. Двусторонние отношения между двумя крупнейшими ядерными державами США и Россией ухудшились; по-прежнему имеются трудности в эффективном противостоянии возникающим ядерным угрозам со стороны Северной Кореи и Ирана. Эти угрозы стали еще более существенными в связи с проведенным недавно Северной Кореей ядерным испытанием. В сочетании с угрозами со стороны террористических группировок смертников, с ростом количества стран, владеющих ядерным оружием, с различиями в мотивах, целях и амбициях этих стран возникающие риски становятся весьма высокими и непредсказуемыми.
Читайте также: Американское и российское ядерное оружие
Маловероятно, что в современных условиях можно найти замену концепции «гарантированного взаимного уничтожения» из эпохи советско-американского противостояния в холодной войне, когда существовала угроза нанесения противнику непоправимого ущерба. Эта концепция главным образом была продуктом биполярного мира. Однако когда все большее число обладающих ядерным оружием противников сталкиваются с многочисленными, как им кажется, угрозами, сохранить сдержанность и относительное спокойствие из эпохи холодной войны становится все труднее. Существенно возрастает угроза того, что сдерживание окажется невозможным, и что может быть применено ядерное оружие.
В интересах граждан своих стран мировые лидеры обязаны уменьшать и в конечном итоге полностью устранять подобные риски. Даже в эпоху холодной войны главы двух сверхдержав стремились снизить риски ядерной войны. То, что было возможно в эпоху противостояния двух заклятых врагов, является обязательным в современном мире, где некоторые страны наращивают свои ядерные арсеналы, где увеличивается число ядерных держав, и где все больше развивается атомная энергетика. Необходимо предпринять усилия в мировом масштабе, чтобы страны в меньшей степени ориентировались на ядерное оружие, чтобы не допустить его распространение и в конечном счете вообще исключить эту угрозу. Для этого нужны лидеры, нужны творческие подходы, нужно полное понимание гибельных последствий бездействия. Достигнутые в краткосрочной перспективе результаты позволят заложить основы для преобразования мировой политики в сфере безопасности на среднесрочную и долгосрочную перспективу. По нашему мнению, особо пристального внимания требуют четыре аспекта.
1. Обеспечение безопасности хранения ядерных материалов в интересах борьбы с катастрофическими последствиями ядерного терроризма. Необходимые для создания ядерной бомбы материалы в настоящее время хранятся на сотнях объектов в 28 странах мира, а еще десять лет назад таких стран было 40. Однако на многих из этих объектов не обеспечены необходимые меры защиты, что создает возможность кражи таких материалов или их продажи на черном рынке. Важные обязательства по обеспечению сохранности ядерных материалов и по более тесному сотрудничеству были приняты в ходе саммитов по ядерной безопасности в 2010 и 2012 годах. Принятые обязательства позволят улучшить ситуацию в сфере ядерной безопасности на много лет вперед. Тем не менее, до сих пор не создано никакой всемирной системы отслеживания, отчетности, управления и обеспечения безопасности по материалам, используемым для создания ядерного оружия.
Также по теме: Покупая неамериканское
В ходе следующего саммита по ядерной безопасности, который должен пройти в 2014 году в Нидерландах, мировым лидерам следует сконцентрироваться на формировании глобальной системы сохранности ядерных материалов, включая процедуры международных гарантий, которые гарантировали бы, что все материалы, используемые для создания ядерного оружия, защищены от несанкционированного доступа и кражи.
2. Изменение систем развертывания ядерного оружия двух крупнейших ядерных держав с целью увеличения времени для принятия решения главами государств. В ходе своей предвыборной кампании 2008 года тогда еще сенатор Обама говорил следующее: «Держать ядерное оружие готовым к запуску сразу после отдачи приказа — это опасный пережиток времен холодной войны. Такая политика увеличивает риск катастрофических событий или просчетов. Я буду вести активную работу с Россией на основе взаимности и подотчетности с тем, чтобы положить конец этой устаревшей политике из эпохи холодной войны». США должны вести работу со всеми обладающими ядерным оружием странами, чтобы исключить моментальный запуск ядерного оружия там, где ядерные баллистические ракеты развернуты и могут быть готовы к запуску в течение считанных минут. Чтобы подстегнуть эту инициативу, США и Россия должны достичь договоренности о выводе части своих боезарядов из состояния готовности к немедленному запуску, руководствуясь озвученным Рональдом Рейганом принципом «доверяй, но проверяй».
3. Программа действий на период после принятия Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-3. На этом стратегическом направлении достигнут существенный прогресс. Вашингтону следует внимательно изучить возможность сокращения количества американских боеголовок и средств доставки ниже уровня, предусмотренного договором СНВ-3, в том числе, возможность согласованных двусторонних действий. Для реализации этого курса необходимы следующие предварительные условия:
Смотрите также: Ядерное испытание в КНДР
а) строгое соблюдение принципа взаимности; б) возможность прозрачной проверки; в) обеспечение достаточного и стабильного финансирования на долгосрочную перспективу, необходимого для сохранения уверенности в нашем ядерном арсенале.
Совместной работе по сокращению тактического ядерного оружия США и России, не охваченного договором СНВ-3, также должно уделяться приоритетное внимание. Необходимо признать, что с учетом продолжающегося наращивания ядерных арсеналов некоторыми другими государствами и возможного появления новых ядерных держав, сокращения арсеналов США и России будут иметь свои пределы. Ядерные программы Северной Кореи и Ирана подрывают Договор о нераспространении ядерного оружия и создают прямую угрозу региональной и мировой стабильности. Если эти два государства не заставить следовать своим международным обязательствам, реализуемые ими ядерные программы нанесут ущерб мерам содействия нераспространению и дальнейшим усилиям по сокращению ядерных вооружений.
4. Без проверок и прозрачности договоры в сфере ядерной безопасности не могут быть полноценно реализованы. Необходимо, чтобы США выработали «проверочную инициативу», в реализации которой были бы задействованы американские ядерные лаборатории и ведущие мировые эксперты. Она должна быть нацелена на разработку важнейших технологий и внедрение инноваций в меры по сокращению и контролю ядерных вооружений и материалов. Принцип повышенной прозрачности может быть применен и к системе противоракетной обороны, если это не создает угрозу ее возможностям. Взять на себя инициативу в усилении прозрачности – значит подать важный пример все странам и зафиксировать важную точку отсчета. Это облегчит процесс будущих проверок и инспекций ядерных материалов и ядерного оружия.
Такая стратегия безотлагательных действий придаст лидерам уверенности и позволит им принять меры по обеспечению безопасности и сохранности ядерного оружия в ближайшей перспективе. Появится больше шансов на утверждение этих мер законодательной властью. Тесные консультации с конгрессом это очень важно.
Также по теме: Россия больше не хочет, чтобы США помогали ей с ядерной безопасностью
Нам также нужен новый диалог. Выступая в январе 2007 года на страницах этого издания, бы обозначили практические шаги по достижению цели полного освобождения мира от ядерного оружия. Они предусматривают участие многих стран, а не только тех, которые в настоящее время обладают ядерным оружием. Для достижения прогресса потребуется более тесное сотрудничество. Соединенные Штаты должны работать с другими ключевыми государствами над созданием совместного предприятия с общими целями ради достижения результатов в ближайшем будущем. Россия и США, у которых самые большие в мире ядерные арсеналы, несут в этом плане самую большую ответственность.
- Коалиция добровольцев. Саммиты по ядерной безопасности могут стать для работающих в одной упряжке лидеров моделью создания такого совместного предприятия, на базе которого возникнет коалиция государств- добровольцев, желающих выработать приоритеты и добиться прогресса по конкретным направлениям. В этих рамках будут выделены важнейшие вопросы, в которых будут заинтересованы многие страны, и в решение которых они должны будут внести свой вклад. График встреч между главами государств поможет создать дипломатическую структуру взаимодействия и контактов, в рамках которой в промежутках между встречами глав государств смогут работать министры иностранных дел, обороны и прочие официальные лица.
- Региональные диалоги. Такое совместное предприятие должно включать в себя и подкрепляться региональными диалогами. Высшее военно-политическое руководство должно разрабатывать совместно со своими коллегами комплекс практических мер по основополагающим проблемам безопасности. Евроатлантическому региону, который охватывает Европу, Россию и США, четыре ядерные державы и более 90% мировых запасов ядерного оружия, придется играть в этом деле центральную роль. Кроме того, надо будет наладить контакты по многосторонним общим и региональным вопросам с Китаем и другими ключевыми государствами.
Сохраняющаяся опасность ядерного оружия остается важнейшей и серьезнейшей геополитической проблемой, однако темпы работ в этом направлении в наши дни не соответствуют масштабу угроз и их актуальности. Последствия бездействия могут оказаться катастрофическими, и мы должны и дальше искать ответ на вопрос: как отреагируют граждане на хаос и страдания от ядерного нападения? Не захотят ли они узнать, что можно было сделать для предотвращения такого нападения, но не было сделано? В нашу эпоху у богов был украден огонь. Сумеем ли мы ограничить его устрашающую мощь мирными целями, пока он не поглотил нас всех?
Джордж Шульц был госсекретарем США с 1982 по 1989 год. Уильям Перри занимал пост министра обороны с 1994 по 1997 год. Генри Киссинджер был госсекретарем с 1973 по 1977 год. Сэм Нанн бывший председатель сенатского комитета по делам вооруженных сил и руководитель Инициативы по сокращению ядерной угрозы (Nuclear Threat Initiative). Все они являются почетными научными сотрудниками Гуверовского института (Hoover Institution), работающего при Стэнфордском университете.