Скоро будет уже десять лет, как я больше не хожу каждый день на работу. В то время я работал на другой журнал, и моему начальству было наплевать на то, как я работаю, пока я хорошо делал свое дело.
Сначала, как и многие другие, я начал работать дома из лени. Освободив себя от лишнего часа дороги до офиса, я мог уделить больше времени сну и безделью. И раз никто не стоял у меня над душой, это самое безделье грозило достичь поистине грандиозных высот.
Тем не менее, мне быстро стало ясно, что работа на дому на самом деле оказалась куда эффективнее. В отсутствии привычных отвлекающих факторов (телефонные разговоры коллег, болтовня с девушкой с ресепшена, размышления над тем, когда и с кем пойти обедать...) статьи и материалы стали выходить ощутимо быстрее.
Абсурдные минусы сидения в офисе
Благодаря удаленной работе я, наконец, смог освободиться от абсурдных минусов присутствия в офисе. Так, например, я мог принять участие в телефонных конференциях, а затем отключить связь, чтобы посвятить время более важным вещам.
В целом, когда я говорю людям, что работаю дома, им на ум обычно приходит одно из двух объяснений: либо я (почти) безработный и пытаюсь подыскать нормальное место, либо питаю к нему поистине монашескую приверженность, которая, по их мнению, является залогом успешной удаленной работы.
Читайте также: В чем секрет мотивации?
Тем не менее, в обоих случаях они ошибаются. В конечном итоге я осознал, что как только вам станет ясно, как лучше взяться за дело, работать на дому будет лучше практически с любой точки зрения. Это позволило мне стать лучше как в работе, так и в семейной жизни: более эффективным сотрудником, а также, надеюсь, неплохим мужем и отцом.
Разумеется, работа на дому подходит не для всех. Мне как журналисту требуется «творческое расписание», о котором говорил Пол Грэхэм (Paul Graham) из Y Combinator. В моей работе, чтобы сосредоточиться, мне требуется свободное от всяких отвлекающих факторов время, а настроение и окружающая обстановка напрямую влияют на производительность моего труда.
Работая дома, я могу наилучшим образом влиять на все эти условия. Иногда я пишу лучше после обеда, тогда как в другие дни я могу застопориться на одном месте, пойти куда-нибудь на часок перекусить, принять душ, вновь засесть за компьютер и, наконец, выдать прекрасную статью о пижамах.
Разные люди работают по-разному
Возможно, вы работаете по-другому. Может быть, вы ощущаете творческий подъем, когда обсуждаете с коллегами «Аббатство Даунтон» (Downton Abbey). Ну и прекрасно.
Смысл этого примера (сами понимаете, Америку я вам не открою) в том, что разные люди работают тоже по-разному. Любая компания, которая считает, что ее успех напрямую связан с эффективностью работы ее персонала, должна предоставить сотрудникам определенную гибкость.
Также по теме: Сколько зарабатывают менеджеры в интернет-индустрии
Все это приводит нас к Yahoo! и его нелепому решению запретить работу на дому. В конце февраля Кара Суишер (Kara Swisher) написала в All Things D о том, что новый генеральный директор оказавшегося в кризисной ситуации Yahoo! Марисса Майер (Marissa Mayer) собирается заставить своих удаленных сотрудников (их все еще остается несколько сотен) вернуться в офис компании.
В служебной записке, попавшей в руки Суишер, кадровое руководство Yahoo! разрешает сотрудникам «иногда» оставаться у себя дома (например, если должен прийти кабельщик), однако во всех остальных случаях требует от них принять участие во «взаимодействиях и обмене личным опытом, которые возможны лишь в офисе».
Далее в ней (учтите, что это служебная записка кадрового отдела, перед которой не ставятся никакие критерии истинности) отмечается, что «при работе из дома в жертву зачастую приносятся скорость и качество». «Мы должны стать одним Yahoo!, для чего нам нужно прежде всего физически быть вместе», — делают вывод к компании. (Я попросил Yahoo! прокомментировать эти новые распоряжения, на что в пресс-службе ограничились таким ответом: «Мы не собираемся обсуждать внутренние вопросы. Речь идет не о глобальном взгляде сектора на работу из дома, а о том, что является правильным для Yahoo! в данный момент»).
Близорукое и глупое решение
Майер еще пожалеет о принятом решении. Вообще, оно выглядит настолько близоруким и глупым, что наверняка стало результатом слишком долгого сидения в офисе. (Кстати говоря, она даже вложилась в строительство яслей неподалеку от работы, чтобы устроить туда своего ребенка).
Читайте также: "Открытый" офис - источник стресса
Проблема даже не только в том, что она закрывает глаза на все преимущества удаленной работы. Множество исследований показали, что люди могут повысить производительность труда, если не обязаны приходить на работу в офис.
Обнародованные в прошлом месяце результаты ученых из Стэнфордского университета продемонстрировали, что эффективность китайского колл-центра возросла на 13%, когда сотрудникам разрешили работать из дома. Таким образом, появление в Yahoo! новой директивы с изменением принципа работы удаленных сотрудников скорее всего негативно отразится на общей производительности компании.
Кроме того, Yahoo! таким образом пойдет вразрез с общей тенденцией среди других компаний Кремниевой долины, которые не запрещают удаленную работу и ведут постоянную борьбу за таланты.
Непонимание творческого процесса
Как бы то ни было, самая главная проблема запрета — это явное непонимание всего творческого процесса. По всей видимости, Марисса Майер — усердный офисный сотрудник. Как поклонники, так и критики называют ее настоящим трудоголиком: своими успехами она обязана не только таланту, но и тому, что сидела на работе больше других.
Yahoo! специализируется на интернете и СМИ. На компанию трудится целое море инженеров, дизайнеров, редакторов и журналистов: удаленная работа всех этих людей не просто возможна, а способна стать более эффективным способом достижения поставленных перед ними задач. Подобное решение наводит на мысль о том, что Майер до сих пор не поняла один из основополагающих принципов менеджмента: разные люди работают по-разному, тогда как время в офисе лишь тормозит, а не стимулирует реализацию некоторых проектов.
Также по теме: Как получить откровенный фидбек
Запрет на работу из дома также проливает свет на неумение Майер должным образом оценить результаты работы своих сотрудников. Суишер приводит слова источника о том, что Майер «выводит из себя вид парковки Yahoo!, которая еле-еле заполняется утром и мгновенно пустеет ближе к пяти вечера». Еще одна классическая черта плохого управленца: уверенность в том, что переполненная парковка — это признак эффективности предприятия.
На самом деле, сотрудникам ничего не стоит одурачить эту систему. Если мой начальник говорит мне, что хочет видеть мою машину на стоянке по вечерам и выходным, все, что мне нужно сделать, чтобы меня заметили, это проводить больше времени в офисе. Разумеется, это разрушит всю мою личную жизнь, но я знаю, что пока сижу на работе (пусть при этом всего лишь раскладываю пасьянс), неизменно произвожу хорошее впечатление.
Реальные результаты
В то же время, если менеджеры позволят сотрудникам работать там, где вздумается, им придется обращать внимание на куда более важные показатели производительности. «Мне как менеджеру трудно понять, сколько часов отработали члены моей группы. Но это даже к лучшему, потому что заставляет обратить внимание на то, что они действительно сделали», — написал вице-президент Stack Exchange Дэвид Фуллертон (David Fullerton) в одном из недавних постов в своем блоге, где он расписывает преимущества удаленной работы.
Еще одна теория насчет такой внезапной вспышки любви к офисной жизни говорит о том, что компания пытается таким образом бороться с раздутостью штата. Как рассказал бывший сотрудник Yahoo! Business Insider, многие уже давно утверждают, что работают дистанционно, однако в действительности практически ничего не делают. Но если это действительно так, зачем тогда использовать настолько грубые методы? Почему просто не уволить тех, кто не работает?
Читайте также: Сверхурочная работа грозит ожирением
Последний момент. В служебной записке Yahoo! запрет на удаленную работу объясняется необходимостью развития «сотрудничества и общения», которое можно достичь только в офисе. В ней также упоминаются результаты исследований, которые подчеркивают преимущества взаимодействия представителей различных профессий: когда они сообща используют свои таланты, то могут выдать поистине блестящие идеи. (В этой связи можете ознакомиться со статьей Джоны Лерера (Jonah Lehrer) в The New Yorker, где он объясняет лежащие в основе этой теории исследования. Несмотря на нелучшую репутацию автора, выкладки все равно выглядят довольно убедительно).
Если верить Yahoo! повышение производительности труда благодаря удаленной работе несовместимо с корпоративным духом, который формирует общее рабочее место. Однако все это совершенно не обязательно. Предприятия с гибкой трудовой политикой могут позволить сотрудникам несколько дней в неделю работать из дома, а остальное время приходить в офис.
Технологические инновации также могут сыграть здесь немалую роль. Так, например, управляемые роботы Beam или Anybot могут позволить находящимся далеко от офиса компании сотрудникам взаимодействовать с коллегами, как будто бы они сами находились на месте. Судя по отзывам пользователей, все проходит просто отлично. Чем больше вы ими пользуетесь, тем естественнее идет общение.
Через несколько лет такие удаленные технологии станут еще совершеннее. Мне кажется, что в будущем различие между работой в офисе и дома практически сойдет на нет.
Если все мы сможем работать откуда угодно и когда угодно, то нашу работу будут оценивать в зависимости от того, что мы делаем а не того, сколько времени у нас на это уходит. Везде кроме Yahoo!, где главное, по всей видимости, это отметиться в офисе...