Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В ядерной отрасли нет новых проектов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После аварии на Фукусиме прошло уже два года, однако ядерный сектор до сих пор не может встать на ноги. Катастрофа на японской АЭС вызвала настоящую ударную волну, и некоторые игроки в отрасли приступили к пересмотру собственной стратегии, тем более, что в борьбу за рынок вступили такие тяжеловесы, как Россия и Китай.

После аварии на Фукусиме прошло уже два года, однако ядерный сектор до сих пор не может встать на ноги. Катастрофа на японской АЭС вызвала настоящую ударную волну, и некоторые игроки в отрасли даже приступили к пересмотру собственной стратегии.

Внезапная или запланированная остановка атомных электростанций в Японии и Германии тяжело ударила по японцам и немцам. Оператор АЭС в Фукусиме - компания Tepco - ушла на дно под грузом колоссальных долгов и была национализирована в июне прошлого года. Владельцам АЭС на территории Германии (E.ON, RWE, Vattenfall и EnBW) также пришлось иметь дело с убытками, потерей активов и увольнениями персонала. «E.ON и RWE в конечном итоге прекратили работу в отрасли и постепенно вышли из своих проектов за границей», — отмечает экономист Майкл Шнайдер (Mycle Schneider). Их последним решением стала продажа Hitachi совместного предприятия Horizon Nuclear Power, которое должно построить две электростанции в Великобритании. Французская Areva тоже не осталась в стороне: она потеряла 400 миллионов евро на сорванных заказах в Японии и Германии (речь шла о поставках ядерного топлива и техническом обслуживании).

Читайте также: Атомные электростанции - Европа рискует

Как бы то ни было, в первую очередь, авария отразилась на строительстве новых атомных электростанций. Некоторые страны (Бразилия, Индия, США) отменили существовавшие проекты, а новые тендеры объявляются исключительно редко. При этом Международное энергетическое агентство по-прежнему прогнозирует увеличение мощностей с 379 гигаватт в 2011 году до 580 гигаватт в 2035 году (на 70 гигаватт меньше, чем до аварии в Фукусиме). В 2012 году возникло лишь несколько новых проектов (Бангладеш, Вьетнам, Белоруссия), тогда как в конце 2011 года число заказанных или запланированных реакторов составило около полусотни (Индия, Китай, Россия, Великобритания, Турция, Объединенные Арабские Эмираты...).

Работа Производственного объединения "Маяк"


Отношение населения к ядерной энергетике — вовсе не единственная проблема. «Ядерный сектор страдает также от низкой конкурентоспособности. В США ему приходится конкурировать со сланцевым газом, тогда как в Великобритании цена производства электричества на АЭС "Хинкли-пойнт" [проект EDF и Areva] вдвое выше рыночной», — подчеркивает аналитик UBS Пер Лекандер (Per Lekander). Усиление мер безопасности после аварии в Японии также привело к резкому увеличению стоимости АЭС. «Программы сохранились только в развивающихся странах, прежде всего в Китае и России», — отмечает специалист.

Также по теме: Атомная суета в Балтийском регионе и ее угрозы

Россия и Китай вступают в борьбу


В обоих этих государствах существуют национальные предприятия (Росатом в России, CNNC и CGNPC в Китае), которые занимаются созданием собственных реакторов. Всем остальным компаниям, таким, как Areva или японским Mitsubishi, Hitachi и Toshiba (владеет 87% американской Westinghouse), приходится несладко в борьбе с китайскими и российскими конкурентами. Они нацелены на экспорт, и их способность привлечь необходимое финансирование представляет собой бесспорный козырь. Так, Росатому удалось сохранить свои проекты в Бангладеш, Вьетнаме и Белоруссии. Корейская Kepco, которой в 2009 году удалось обойти французов и выиграть тендер в Объединенных Арабских Эмиратах, тоже стала серьезным конкурентом. Как бы то ни было, в Areva убеждены, что растущие требования безопасности повысят привлекательность более надежных реакторов третьего поколения, таких, как разработанный французской компанией EPR.

За неимением новых проектов строительства АЭС Toshiba пришлось пересмотреть свои прогнозы в ядерной сфере. Компания может даже продать долю в Westinghouse, чтобы тем самым частично уйти с рынка. Как и Areva, она делает ставку на другие задачи: безопасность, техническое обслуживание существующих электростанций, увеличения срока их службы. В Areva намереваются собрать к концу 2013 года заказы на 370 миллионов евро в этом секторе, который, безусловно, будет только расти.