Ситуация на Корейском полуострове остается напряженной, ядерные подводные лодки США после окончания совместных южнокорейско-американских военных учений останутся еще на какое-то время в районе полуострова, а в самой Южной Корее все громче звучат требования о разработке собственного ядерного оружия. В условиях, когда Сеул и Вашингтон, с одной стороны, и Пхеньян – с другой, играют друг у друга на нервах, большинство экспертов не видят выхода из нынешней ситуации.
Китай находится в весьма неудобной позиции. Ни КНДР, ни Южная Корея с США не хотят прислушиваться к китайским увещеваниям. И при этом с обеих сторон к КНР предъявляются претензии. Пхеньян требует от Пекина продемонстрировать «настоящую дружбу» с тем, чтобы мы добровольно расплачивались за его ошибочный ядерный курс. А Южная Корея и США ожидают от Китая «настоящей сознательности», чтобы мы всецело присоединились к их санкционному союзу против Северной Кореи.
Мы не склоняемся ни на чью сторону, внешне мы нейтральны, однако Корейская война в прошлом столетии в некоторой степени утвердила за нами определенную роль, и никто не воспринимает всерьез нашу «нейтральность». Мы не отмежевываемся от конфликта на полуострове, но и не осуществляем действенного вмешательства в него. На полуострове нет ни одного нашего солдата, а интенсивность китайско-северокорейских отношений намного ниже, чем у южнокорейско-американского военного союза.
Читайте также: Цель Северной Кореи - предотвратить вмешательство США
Северная Корея является для Китая стратегическим заслоном. Это утверждение не потеряло актуальность, однако его необходимость все больше подвергается сомнению. КНДР напрямую граничит с нашей страной, и то, куда будет направлена ее враждебность – в сторону Китая или же в противоположном направлении -имеет важное влияние на обеспечение Китаем собственного стратегического пространства. Жесткость Пхеньяна в отношении Южной Кореи и США усиливает геополитическую потребность Вашингтона в Пекине. Кроме того, проблемы с Северной Кореей отвлекают США от концентрации на противостоянии Китаю. Однако и Китаю ситуация вокруг Корейского полуострова доставляет все больше прямых неприятностей, и иногда действия КНДР ставят нас в еще более трудное положение, чем США.
Роль Китая в мире сегодня совсем не та, что 50 лет назад, к тому же после Корейской войны в китайско-северокорейских отношениях некоторое время наблюдался «период вакуума», поэтому у Китая уже нет возможности наследовать все стратегические плоды той войны. Сегодняшний курс КНР в отношении Северной Кореи должен брать за отправную точку текущую геополитическую ситуацию и китайские национальные интересы. Подобный подход абсолютно верен.
Китай и КНДР - не самые «закадычные», но все-таки друзья. Кроме того, у Китая в Северо-Восточной Азии нет открытых врагов, и здесь проявляется уникальное стратегическое положение нашей страны. Нет открытых врагов, но нет и серьезных рычагов, с помощью которых можно было бы повлиять на ситуацию на полуострове. Китай позволяет себе весьма пассивно плестись за ее развитием, поэтому очень сложно дать качественную совокупную оценку его геополитическому положению.
Также по теме: Китай и Индийский регион - расширение влияния заставляет регион вооружаться
Резкие изменения курса Китая в отношении полуострова были бы для него невыгодны. Однако если в ситуации, когда на полуострове происходят изменения, Пекин не будет производить никаких корректировок своего курса, это уже в свою очередь приведет к утрате имеющихся стратегических позиций. Возможно, Китаю следует определиться со своими подходами.
Нужны ли Китаю более эффективные рычаги влияния на ситуацию на полуострове? Или нам следует двигаться в сторону настоящего «нейтралитета» и сосредоточить основные усилия на повышении потенциала по исключению или минимизизации ущерба от турбулентности на полуострове?
Если мы выберем первый путь, то наиболее реалистичным представляется дальнейшее укрепление отношений между Северной Кореей и Китаем. В этом случае необходимо, чтобы КНДР пообещала отказаться от новых выходок, а Китай, в свою очередь, предоставил бы ей необходимые гарантии безопасности, включая публичное возобновление обязательств по направлению войск поддержки в Северную Корею в случае нападения на нее. Это восстановило бы китайско-северокорейское сотрудничество до уровня военного альянса и дало бы ощущение полной безопасности северокорейскому режиму. Однако такой сценарий означал бы возвращение полуострова в условия холодной войны, и не стоит и говорить о том, какое влияние это оказало бы на ситуацию в АТР. Да и захочет ли КНДР как страна с обостренным чувством суверенитета видеть подобного спасителя?
Читайте также: Национальная армия поможет оcтановить Северную Корею
Второй же путь означал бы новое позиционирование Китая по отношению к КНДР, которое повлекло бы еще более серьезные перемены и удары. К такой ситуации вряд ли смогла бы приспособиться и Северная, и Южная Корея, подобный «кульбит» практически неосуществим.
Похоже, что единственно возможным остается сохранять нынешний курс в условиях меняющейся обстановки. Одна из причин состоит в том, что Китай не окреп настолько, чтобы задавать тон в ситуации на полуострове. В действительности Пекин пока лишь «миноритарный акционер» проблемы Корейского полуострова, у нас очень ограниченные ресурсы, которые можно было бы использовать для влияния на ситуацию, мы пока не способны на решительные изменения.
Китай проголосовал за санкционную резолюцию в отношении КНДР, это было шагом по адаптации к изменениям при сохранении последовательности курса. Теперь Китаю следует выступить против того, чтобы американские атомные подводные лодки остались в районе полуострова. Китаю следует быть более активным и волевым образом подходить к делам Корейского полуострова, китайская государственная мощь, безусловно, способна выдержать такую трансформацию.
Китай уже втянут в пертурбации на полуострове, это следует принять как факт. Но пока там не случилось войны, всегда остается возможность реализации национальных интересов. Китаю следует как можно лучше распорядиться этой возможностью для восполнения ущерба от вынужденного втягивания в ситуацию. Это и должно составлять наш реалистичный подход.