15 апреля Россия запускает сервис онлайн-петиций граждан. Схема такая: сначала общественная инициатива или предложение должно пройти многоуровневую систему фильтров на предмет соблюдения требований законодательства, потом ее публикуют на сайте петиций, дальше за год она должна собрать 100 тысяч «лайков» зарегистрированных по паспортным данным в интернете граждан. Приз в финале – решение экспертной группы о разработке нормативного акта или других средств для реализации инициативы. Отказ документами не предусмотрен, но в конце пути петицию рассматривает экспертная группа, которая, теоретически, может дать отрицательное заключение общественной инициативе. Владимир Путин уже подписал Указ о создании специализированного интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» для регистрации и опубликования петиций граждан.
Сам сайт не работает. Но о высокой степени его готовности свидетельствует хронология реализации замысла, изложенная на сайте российского Фонда информационной демократии. Очевидно, для россиян важен вопрос лидерства. В этой хронологии замысел, выраженный Владимиром Путиным, датирован февралем 2012 года. А это на полгода раньше, чем аналогичная версия онлайн-петиций заработала в США. Там с сентября 2012 года работает сайт We the people, с помощью которого можно направить петицию Бараку Обаме.
Обе версии онлайн петиций похожи. Но есть несколько существенных отличий.
США против РФ: чьи петиции удобнее?
В США сайт We the people общедоступен. Причем не только для граждан США. Каждый желающий может убедиться в этом. Чтобы проголосовать за петицию нужно пройти простую процедуру регистрации и получить подтверждение по электронной почте.
В России для голосования за петицию нужно зарегистрироваться в единой электронной базе с непроизносимым названием, которая сама по себе является шедевром бюрократии: «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
Чтобы Иванов не зарегистрировался Петровым, у россиян обязательно спросят паспорт. Для регистрации нужен код активации. Его можно получить лично в сервисных центрах или по почте, которая все равно без проверки личности в чужие руки код не отдаст.
Хотя на Украине такого сервиса еще нет, для того, чтобы запросить информацию нужно лишь указать свое имя. Минимальная процедура аутентификации пользователей является главным преимуществом, которое отличает современные системы обратной коммуникации органов власти. И это преимущество делает уникальным в украинском правовом поле Закон «О доступе к публичной информации».
В США проще оформить петицию - в России шире область ее применения
С другой стороны, в США петиции рассматривают только президент или Белый дом. В России – три уровня: муниципальный, региональный и федеральный. Причем федеральный заработает с 15 апреля, а два нижних – с ноября, что, очевидно, связано с тем, что в РФ – 83 субъекта Федерации. К преимуществам российской версии следует отнести четкое регламентирование сроков рассмотрения петиций. Если российская петиция набрала 100 тысяч лайков, то экспертная группа должна дать заключение не позднее, чем через два месяца. В США две петиции ждут ответа более 2 месяцев: о запрете баптистской церкви Уестборо (340 тысяч лайков) и по киберпреступности (104 тысячи).
Фильтры в виде «предварительной экспертизы» в российской версии позволяют избежать петиций вроде американской о построении «Звезды смерти», которая вызвала существенный резонанс в соцсетях. Напомню, что тогда фанаты «Звездных войн» попросили президента Обаму построить космическое оружие для уничтожения планет, которое описано в фильмах Джорджа Лукаса. Белый дом ответил: «это слишком дорого, а взамен этого мы имеем летающих роботов-дронов и президента, который знает, как управляться со световым мечом и улучшенной зефирной пушкой».
Новации россиян – кроме лайков за петиции можно поставить и «дислайк», т.е. не нравится. Но даже разработчики признаются, что петиций вроде Звезды смерти в России не будет. «Веселых шуток, как на американском анализе, в русской версии не будет», – пишут на государственном сайте о федеральной услуге в интернете.
Похоже, что и американцам шутки на сайте петиций надоели. Не стоит думать, что их сайт не содержит фильтров от глупостей. Если вы попытаетесь зарегистрировать петицию Барака Обамы, вам предоставят закрытую ссылку. И тогда своими усилиями вы будете должны собрать 150 лайков зарегистрированных пользователей We the people. И только после этого петиция попадет на общий сайт.
А что Украина?
Украина пока проигрывает мировым лидерам гонку вооружений онлайн сервисами петиций. Хотя мы не отстаем. Специальный интернет-портал разработан. Он сочетает преимущества обоих версий – российской и американской.
Жаль, что работает только по цифровой подписи, что существенно ограничивает круг пользователей. Чтобы оставаться в мировом мейнстриме свободы информационной открытости, этот портал должен опережать по сервисам конкурентов.